олимпиады 2016


Методические рекомендации к олимпиадным  заданиям 7 класса.

Ученики  7-8  классов  на  муниципальном  этапе  завершают  участие  в  олимпиаде. Задания для них должны строиться с учетом школьного этапа и базироваться на тех же принципах посильности, занимательности и ориентированности на подготовку к настоящим олимпиадным испытаниям в дальнейшем. С учетом этого ученикам 7-8 классов предлагаются два письменных задания творческого  характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа, опираясь на предложенные вопросы. Время выполнения не более трех астрономических часов. Максимальный общий балл  за  оба  задания   50.






Задание 1

Комментарий к заданию:



Данное задание проверяет как общую читательскую эрудицию и вкус участника олимпиады, так и  его умение ёмко и занимательно представить конкретные книги, охарактеризовав их с учетом адресата потенциального читателя; владение жанром краткой аннотации к книге.

Критерии оценивания: максимальный балл 20.



Рекомендуется за  уместное и оригинальное название выставочного проекта (стенда), обоснование концепции издательства начислять 5 баллов;  за отбор изданий по 0,5 балла за каждое наименование литературного произведения аксимум 5 баллов); за  написание  аннотации  к  каждому произведению   по  1  баллу  аксимум   10 баллов).



Задание 2.

Комментарий к заданию



У учащихся к 7–8 классу уже есть навык чтения драматических произведений, где о происходящем приходится догадываться по  репликам персонажей и кратким авторским ремаркам. Здесь же задача несколько усложняется: произведение имеет не драматическую, а лирическую форму – когда повествовательные элементы текста неотделимы от лирического выражения чувств. От учащихся требуется по упоминаниям конкретных деталей и подробностей восстановить сюжет этого текста прогулки героини по саду ранней весной и сочинение ею коротких текстов, отражающих впечатления от прогулок   в разные времена года: поздней весной, возможно, летом и осенью. Из-за фрагментарности данный текст вряд ли можно считать рассказом в его традиционном смысле, однако автор имеет право на любое жанровое определение, если оно согласуется с его замыслом. Единство лирического субъекта   рассказчица,  единство  места   паркад/лес,  рядом  с  которыми расположена  мастерская  автора,  единство  настроения,  сюжет   прогулка  и возвращение домой всё это позволяет назвать произведение рассказом, возможно – лирическим,  хотя     допустим  и  отрицательный  ответ.  Главное   чтобы  он  был обоснован участником олимпиады.





Критерии   оценивания:   максимальный   балл      30.   Каждый   ответ   на   вопрос предлагаем оценивать по 5-балльной системе; кроме того, до 5 баллов добавить за стиль, отсутствие речевых ошибок.


 
Ответы для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку в 7-8 классах.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итого
Максимальный балл
10
11
10
10
8
12
7
7
21
6
102
Оценка










Примечания










Подпись












Вопрос № 1.
Расставьте ударения в словах:

Балуясь, ворожея, досуха, мельком, нанесена, по двое, понявший, трамбовщица, уведомить, удобнее.

Ответ:
Балу′ясь, ворожея′, до′суха, ме′льком, нанесена′, по′ двое, поня′вший, трамбо′вщица, уве′домить, удо′бнее.

Оценка:
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10 баллов.

Вопрос № 2.
В басне И.А. Крылова «Любопытный» приводится ряд названий насекомых:
Куда на выдумки природа таровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие, как коралл!

1. Три слова из этого ряда в словарях современного русского языка признаются синонимами. Назовите их. Какое значение отличает эти синонимы от других названий?
2.  Выделите современные морфемы в этих словах-синонимах.
3. Какое слово русского литературного языка можно добавить в этот ряд синонимов?


Ответ:
1. Синонимы в современном языке: букашка, козявка, таракашка.
Они служат общими названиями мелких насекомых, способны заменять друг друга в речи.
На переносное значение слова таракашка (Ср.:ТАРАКАШКА, м. и ж. Разг. 1. Уменьш. к Таракан. 2. Всякое маленькое насекомое, букашка. Какие
отвратительные таракашки. Букашки таракашки. Большой толковый словарь русского языка. 1- е изд- е: СПб.: Норинт, С. А. Кузнецов. 1998) указывает характеристика по цвету (Одни, как изумруд, другие, как коралл!).
Слова мушка и бабочка называют различные виды летающих насекомых и в этот ряд не входят.

2. Морфемный состав. Основы букашк- и козявк- равны корню, -а — окончание; основа таракашк- состоит из усеченного корня и уменьшительно-ласкательного суффикса -ашк- (ср. дура – дур-ашк-а, кудри – кудр-яшк-а, морда – морд-ашк-а), окончание –а.

3. В данный синонимический ряд может быть включено слово мурашка. (Допускается указание в качестве синонима слова жучок).
МУРАШКА, мурашки, жен. 1. То же, что мураш (обл.). 2. То же, что букашка (разг.). (Толковый словарь Д.Н.Ушакова).
МУРАШ, а, м. и МУРАШКА, и, ж. (прост.). Мелкий муравей, а также вообще букашка. (Толковый словарь Ожегова).

Оценка:
За название каждого синонима по 1 баллу; за указание общего в значении – 1 балл; за указание на отличия слов мушка и бабочка – 1 балл; за правильное выделение основ каждого слова – по 1 баллу; за название особенностей членения слова таракашка – 1 балл; за добавление синонимов  (мурашка, жучок) – по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 11 баллов.

Вопрос № 3.
Прочитайте приведённые ниже заголовки газетных статей и восстановите исходные выражения. Поясните, как возникли такие названия статей.

1. Есть поезд золотой? («Аргументы и факты», № 37, 2015 г.).
2. 7 смертей и 1 жизнь («Аргументы и факты», № 37, 2015 г.).
3. Беженцам везде у них дорóга («Комсомольская правда», 07.09.2015 г.).
4. Нас утро встречает Высоцкой («Комсомольская правда», 07.09.2015 г.).
5. Дружба врозь («Комсомольская правда», 11.09.2015 г.).




Ответ:
1. Исходное выражение — строка из песни, впервые исполненной группой «Аквариум» в 1986 году и ставшей «визитной карточкой» Бориса Гребенщикова:
Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой…

2. Исходное выражение — пословица «Семи смертям не бывать, а одной не миновать».
Когда-то слово семь помимо указания на число имело значение «много», что нашло отражение во множестве пословиц и поговорок: Семь раз отмерь, а один раз отрежь. У семи нянек дитя без глазу. Семеро одного не ждут. Один с сóшкой — семеро с ложкой. Семь бед — один ответ и др. Сравним также слово семья. Исходное выражение могло звучать и по-иному: «Двум смертям не бывать, а одной не миновать».

3. Исходное выражение — строка из «Песни о Родине», написанной И. Дунаевским на слова поэта В.И. Лебедева-Кумача для кинофильма «Цирк»:
Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почёт.

4. Исходное выражение — начальная строка из стихотворения «Песня о встречном» советского поэта Б.П. Корнилова (1907-1938):
Нас утро встречает прохладой…
 Стихотворение положено на музыку Д. Шостаковича.
В газетной статье речь идёт об известной телепередаче «Утро с Юлией Высоцкой».

5. Исходное выражение — пословица «Дружба дружбой, а табачок врозь» (значение: «дружеские отношения не должны мешать личным интересам, выполнению своих обязанностей и т. п.).

Оценка:
За восстановление исходного выражения – по 1 баллу; за приведенные пояснения – по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 10 баллов.

Вопрос № 4.

Иностранные слова прочно вошли в родной язык, но при переводе некоторых английских слов на русский язык можно ошибиться. Прочитайте английские слова и соотнесите с верным, на Ваш взгляд, переводом. Ответы занесите в таблицу. Объясните, в чем причина ошибочного перевода.

Слово
Перевод
А.
academic

Б.
complexion

В.
intelligent

Г.
magazine

Д.
repetition


Слова для перевода:
1) умный, интеллектуальный;
2) академик; интеллигентный;
3) комплекция, телосложение; 
4) магазин;
5) цвет лица;
6) ученый;
7) повторение;
8) журнал;
9) репетиция.

Ответ: 

Слово
Перевод
А.
academic
6)
учёный
Б.
complexion
5)
цвет лица
В.
intelligent
1)
умный, интеллектуальный
Г.
magazine
8)
журнал
Д.
repetition
7)
повторение

Причиной ошибок являются "ложные друзья переводчика", то есть пара слов в двух языках, похожих по написанию и/или произношению, часто с общим происхождением, но отличающихся в значении. Academic – похоже на русское название ученого звания –  академик. Complexion – похоже на русское слово комплекция, телосложение. Intelligent – похоже на русское слово интеллигент. Magazine – похоже на русское слово магазин. Repetition - похоже на русское слово репетиция.

Оценка:

За каждый правильный ответ – 1 балл, за объяснение причины – по 1 баллу за каждое правильно объясненное слово. Максимальное количество баллов – 10 баллов. 

Вопрос № 5.
Одинаковыми или разными с точки зрения грамматики являются приведенные ниже слова? Мотивируйте свой ответ.
Серьги, ворота, ставни, близнецы, хлопоты, чулки, колготки, тапки, каникулы, погоны.
Ответ:
Слова серьги, ставни, близнецы, чулки, тапки, погоны с точки зрения грамматики являются одинаковыми, так как они имеют формы единственного и множественного числа (серьга, ставня-ставень, близнец, чулок, тапка, погон), а слова ворота, хлопоты, колготки, каникулы употребляются только в форме множественного числа и единственного числа не имеют.
Оценка:
За правильное выделение групп – 2 балла. За правильное распределение каждого слова по группам – по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 12 баллов.

Вопрос № 6.
К приведённым лингвистическим терминам подберите термины-дублéты, т.е. двойные разновидности данной языковой единицы. Например: языкознание — языковедение.

1) язык-основа — …
2) прéфикс — …
3) абстрáктная (лексика) — … (лексика)
4) полисемия — …
5) графический омóним — …
6) фонетический омоним — …
7) правописáние — …
8) флéксия — …

Ответ:
1) язык-основа — праязык;
2) прéфикс — приставка;
3) абстрáктная (лексика) — отвлеченная (лексика)
4) полисемия — многозначность;
5) графический омóним — омограф;
6) фонетический омоним — омофон;
7) правописáние — орфография;
8) флéксия — окончание.

Оценка:
За каждый правильный ответ – по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 8 баллов.

Вопрос № 7.

Укажите, какие из приведенных слов являются старославянскими по происхождению. Аргументируйте свой ответ.

Трава, мрак, страна, кран, брат, глава, слава, власть, сладкий, надежда, надёжный, град (город), град (осадки), город.

Ответ:

Старославянские по происхождению слова с неполногласными сочетаниями имеют полногласные сочетания в русском языке: мрак — ср. морóка, морóчить; страна — ср. сторонá; глава — ср. головá; власть — ср. володéть, вóлость; сладкий — ср. сóлод; град — ср. гóрод.
Старославянские по происхождению слова имеют сочетание жд в соответствии с русским ж: надéжда — ср. надёжный. 
Не являются старославянскими по происхождениями слова: трава, кран, брат, слава, надёжный, град (осадки). Все эти слова являются либо общеиндоевропейскими (или общеславянскими), либо заимствованными из европейских языков.

Оценка:
За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов – 7 баллов.


Вопрос № 8.
Прочитайте предложения и расставьте пропущенные запятые там, где это необходимо. Аргументируйте свой ответ.

1. Цветущих кактусов в этом году более чем ожидалось.
2. Изучать кактусы более чем интересно.
3. Кактусы – это не более чем растения.
4. Ни жара, ни тем более холод не страшны растениям в оранжерее.
5. Мы решили закрыть оранжерею тем более кактусы наши отцвели.

Ответ:
Запятые следует поставить в следующих случаях:
1. Цветущих кактусов в этом году более, чем ожидалось. (Запятая разделяет части сложного предложения).
5. Мы решили закрыть оранжерею, тем более кактусы наши отцвели. (Запятая разделяет части сложного предложения).
Аргументация:
1. Слово более является формой простой сравнительной степени наречия много. В данном случае выполняет функцию сказуемого со значением количественного состояния субъекта в двусоставном предложении особой структуры (Русская грамматика. М., 1980. §1983).
2. Более входит в состав устойчивого (наречного) сочетания более чем, которое выражает значение ‘очень, весьма’, распространяет составное именное сказуемое (есть, было) интересно, выполняет функцию одного члена предложения — обстоятельства степени (запятая перед чем не ставится).
3. Не более чем – выделительно-ограничительная частица. Выражает значение частиц только, лишь, всего лишь, не имеет самостоятельной синтаксической функции.
4. Тем более – усилительная частица, выражающая дополнительный оттенок значения, употребляется для указания на предмет, на который какое-либо положение распространяется в ещё большей степени, чем на другие; синоним — тем паче. Не выполняет синтаксической функции (запятыми не выделяется).
5. Более входит в состав производного причинно-присоединительного союза тем более. Синонимичные союзы: тем более(,) что; тем паче; тем паче(,) что.

Оценка:
За правильную расстановку запятых в предложениях 1 и 5 – 2 балла; за дополнительную аргументацию – по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 7 баллов. 

Вопрос № 9.
Приведенные слова распределите по колонкам. Обоснуйте свой выбор.
Австрийский, американский, бельгийский, волапюк, древнегреческий, идиш, идо, интерлингва, канадский, латинский, оксиденталь, прусский, русский, санскрит, словацкий, старославянский, хинди, чешский, швейцарский, эсперанто.

 

Живые языки

Мертвые языки

Искусственные языки

Несуществующие языки






Ответ:

Живые языки

Мертвые языки

Искусственные языки

Несуществующие языки

Идиш

Древнегреческий

Волапюк

Австрийский

Русский

Латинский

Идо

Американский

Словацкий

Прусский

Интерлингва

Бельгийский

Хинди

Санскрит

Оксиденталь

Канадский

Чешский

Старославянский

Эсперанто

Швейцарский


Живые языки. Идиш — (один из германских языков, бытовой и литературный язык ашкеназских (германских по происхождению) евреев, сложившийся в 10-14 вв. на базе одного из верхненемецких диалектов); русский — (государственный язык Российской Федерации; относится к восточнославянской ветви индоевропейской семьи языков); словацкий — (государственный язык Словакии; относится к западнославянской ветви индоевропейской семьи языков); хинди — (официальный и один из основных литературных языков Индии; относится к индийской ветви индоевропейской семьи языков); чешский — (государственный язык Чехии; относится к западнославянской ветви индоевропейской семьи языков).
Мертвые языки. Древнегреческий — (существовал в Х в. до н. э. — V в. н. э. На древнегреческом языке написаны поэмы Гомера, труды александрийских грамматиков и т. д.); латинский — (литературный государственный язык Рима в республиканскую и императорскую эпоху (III в до н. э. — первые века средневековья); литературный язык западноевропейского средневековья и язык католической церкви); прусский — (вымер с ХVII в. в связи с насильственным онемечиванием; территория бывшей Восточной Пруссии); санскрит — (один из основных древнеиндийских языков, сложившийся на основе древнеиндийских диалектов и получивший распространение с I тысячелетия до н. э. в Северной Индии. Различают несколько видов санскрита); старославянский — (древнейший литературно-письменный язык славян, зафиксированный в памятниках IХ-ХI вв.).
Искусственные языки. Волапюк — (первый искусственный язык, получивший реализацию в устном общении и литературе. Создан в 1789 году немцем И. М. Шлейером. В волапюке слова естественных языков, в частности латинского, английского, немецкого, французского и других, видоизменяются, теряют опознаваемость. Так, само слово волапюк образовано от двух английских слов: world («мир») > vol + speak («говорить») > pük. Таким образом, волапюк (volapük) — «мировой, всемирный язык»); идо — (на языке эсперанто — «потомок») — искусственный международный язык, созданный в 1907 году французом Луи де Бофроном как вариант эсперанто; интерлингва — (лат. inter «между» и natio, nationis «народ») — международный вспомогательный язык, предложенный Джузеппе Пеано в 1903 г. Грамматическая структура языка — на латинской основе, словарный состав включает корни разных европейских языков; оксиденталь — ((«западный язык») — искусственный международный язык, созданный в 1922 г. Эдгаром де Ваалем и основанный на интернациональной лексике, общей для главных западноевропейских языков.; эсперанто — (один из самых распространенных международных искусственных языков. Эсперанто создан в 1887 году варшавским врачом Людвиком Заменгофом (1859-1917), псевдоним которого доктор Эсперанто (esperanto на языке эсперанто — «надеющийся») стал названием нового языка.
Несуществующие языки. Австрийский — (государственный язык Австрийской Республики — немецкий); американский — (государственный язык США — английский); бельгийский — (официальные языки Королевства Бельгия — немецкий, нидерландский и французский); канадский — (государственные языки Канады — английский и французский); швейцарский — (официальные языки Швейцарской Конфедерации — итальянский, немецкий, ретороманский (несколько вариантов), французский).
Оценка:
По 1 баллу за каждое правильно распределенное слово. За приведение дополнительной информации – 1 балл. Максимальное количество баллов – 21балл.
Вопрос № 10.
Переведите текст. Определите в нем значение выделенного слова.

Мънога же лhтъ дарqи Бгъ ст#жавъшqмq Еуглие се на оутhшение мъногамъ дшамъ крсти"ньскамъ. Даи емоу Гь Бъ блние стыхъ еванглистъ Иiоана, Матfеа, Лqкы, Марка и стыхъ праоць Авраама, Исаака и И"кова, самомq ему и подрqжию его Fеоôанh и ч#домъ ею и подрqжиемь ч#дъ ею, съдравствqите же мънога лhтъ
(Остромирово Евангелие. Послесловие)
Ответ:
а) перевод текста:
Много лет даруй Бог получившему Евангелие это на утешение многим душам христианским. Дай ему Господь Бог благословение святых евангелист Иоанна, Матфея, Луки, Марка и святых праотцов Авраама, Исаака и Иакова, самому ему и супруге его Феофане и детям их и супругам детей их.
б) значение выделенного слова: подружие – супруг/супруга – 1 балл.
Оценка:
За правильный перевод текста – 5 баллов; за указание значения выделенного слова – 1 балл.  Максимальное количество баллов – 6 баллов.
 
Задания для проведения школьного тура олимпиады
 по литературе в 7 классе.

Задание 1
Выступите в роли участника книжной выставки-ярмарки и представьте издательство, которое специализируется на выпуске книг для чтения в дороге. Придумайте название для  вашего  стенда и составьте перечень из 8–10  книг  для  размещения на нем. К каждой  книге  дайте  краткую  аннотацию  (до  5  предложений),  объясняющую  ваш выбор.

Задание № 2

Прочтите следующий текст:

Юлия Говорова

Из сборника смс

Из сообщений собралась эта книга. Как сейчас вижу: иду по аллее, мокрый снег, дождь, ранняя весна, воздух прохладный и свежий, елью пахнет, в кармане куртки, как всегда, телефон, достаю его и в полной тишине набираю
«Отправить сообщение сейчас? Да»

Хотела пойти, а бабочка села на ногу. И не пошевелиться

Лепестки яблонь сейчас залетают в дом, и в ведра вёдра с водой, и в мыльницы

Листья в лесу все мокрые, большие мокрые листья. Но красиво

Черёмуха наслушалась соловьёв. И чай тоже пропитан пением

Бабочку несу на ладони, как сокольничий

Светло-голубые скорлупки, лёгкие, от вылупившихся птенцов, носит ветер, веником сметает их дворник в парке
Листья не падали, а спускались, пружиня на ветках, будто кошки

Падали яблоки на стол

Куры на ветках яблонь

Домой в мастерскую иду по саду, на тропинке задела ногой ежа»


Прочитав  текст,  ответьте  на  вопросы.  Ответ  должен  представлять  собой  связный текст.
1)      Можно ли назвать этот текст рассказом? Кратко обоснуйте свой ответ

2)      На чём строится сюжет” текста, какова внутренняя логика повествования?

3)      Ктото является героями? Как они изображаются?

4)      Какую роль играет вступление?

5)      Есть ли в этом тексте сквозные мотивы, повторяющиеся образы, переклички? Какой эффект они создают?



ГОРОДСКОЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 8 КЛАСС


1. Определите, сколько раз каждый звук слова «тир» встречается в следующей фразе:

Жили-были старик со старухой.
3 балла
2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Почти (не)двигающаяся туча; (не)ожиданно ок..залась у г..ризонта; бл..с(?)нула огне..ая нить; смеша..ый лес; проб..рались (на)угад; мгнове..о оз..ряется; (не)решительный, но как(будто) тр..вожный; пока ливень (не)пустился (во)всю.
3 балла
3. Правильно определен способ образования слова:

1. подчеркивание – подчеркивать;
2. окаменелость – окаменеть;
3. сотрясение – трясти.
Прокомментируйте ошибки.
3 балла
4. Из приведенных пар выпишите правильные словоформы:

Выйди – выйдь. Ляг – ляжь. Едь – поезжай. Хочет – хочит. Промок – промокнул. Мурлычет – мырлыкает. Играя – играючи. Двигает – движет.
Прокомментируйте варианты.
4 балла (6 баллов)
5. В каких словах пишется буква -о-:

а) р..стение; б) отр..сль; в) р..сточек; г) отв..рить дверь; д) отв..рить грибы; е) п..лить цветы; ж) солнцем п..лимы; з) разг..рается; и) з..ря; к) прик..сается.

                                                                                                                                            2 балла
6. Замените заимствованные слова русскими синонимами:

антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация.
7 баллов
7. В приведенных ниже высказываниях найдите лексические ошибки, предложите исправленные варианты.

1. Художник написал портрет на холсте бумаги. 2. Силясь побороть слабость, девушка продвигалась вперед. 3. Советские солдаты прославились еще в Куликовской, Бородинской и Сталинградской битвах. 4. Ребята жили в одном доме, но на различных этажах.
4 балла
8. Продолжите фразеологизмы, вставив названия животных.

1. Голоден как… 2. Хитер как… 3. Труслив как… 4. Здоров как… 5. Изворотлив как…
6. Надут как… 7. Нем как… 8. Грязен как… 9. Упрям как… 10. Болтлив как…
5 баллов


 9. Найдите обобщающее понятия слово, которое синонимично обоим приведенным вариантам.

мелодия (…) побудительная причина
выучить (…) сословие
несложный (…) вынужденное бездействие
созревать (…) исполнить песню
инструмент (…) поглощение жидкости (прошедшее время)
5 баллов
10. К каким частям речи относятся слова:

пять, пятеро, пятый, пятерка, пятак, впятером, в-пятых, пятиэтажный.
4 балла

11. Найдите «лишнее». Прокомментируйте.

Небо чисто. Солнце ласково. В комнате светло. Утро солнечно.
2 балла

12. Правильно определены морфологические признаки слова в предложении:

1. Глухим темным вечером ( сущ., нариц., неодуш., м.р., II скл., в тв. п., ед. ч.) в дом кто-то постучал.
2. Редко перекликались (несов. в., переход., I спр., в изъяв. накл., мн. ч.) птицы.
3. впереди стояла коленом изогнутая ( прич., страд., прош. вр., сов. в., в им. п., ед. ч., ж.р.) береза.
Прокомментируйте  ошибки.
3 балла

13. Из приведенных ниже высказываний выпишите все словосочетания. Определите тип связи.
1. Все журналы. 2. Мороз и солнце. 3. Александр Блок. 4. Отчетливо вижу.
5. Изысканная обстановка. 6. Брат и сестра. 7.Ворон – птица зловещая. 8. Симфония пробуждения.
4 балла
 14. Найдите ошибки в употреблении деепричастного оборота. Исправьте предложения.

1. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
2.Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.
3. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.
4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.
4 балла
15. Отредактируйте отрывок из сочинения ученика, избегая повторов и смыслового однообразия предложений.

 Мой родной город – Москва. Москва – очень древний город. Москва была основана в XII веке. Основателем Москвы был русский князь Юрий Долгорукий. В Москве стоит памятник Юрию Долгорукому. Памятник стоит в центре Москвы.
5 баллов

Максимальное количество баллов: 60.
КЛЮЧИ (РУССКИЙ ЯЗЫК, 8 КЛАСС)

1. [т’] – ни разу, [и] – 3 раза, [р] – 1 раз.

2. Почти не двигающаяся туча; неожиданно оказалась у горизонта; блеснула огненная нить; смешанный лес; пробирались наугад; мгновенно озаряется; нерешительный, но как будто тревожный; пока ливень не пустился вовсю.

3. 1; окаменелость от окаменелый; сотрясение от сотрясти.

4. Выйди, ляг, поезжай, хочет, промок, мурлычет, играя, двигает ( промокнул – зависит от ударения; играючи – наречие, допускается – движет: за эти объяснения добавить 2 балла).

5. в, г, е, з.

6. Перерыв, положение, призыв, предназначение, конец, послесловие, подражание.

7. мотив, знать, простой, спеть, пила. 

8. Холсте – листе, силясь – стараясь, советские солдаты – русские воины, различных – разных

9. 1. волк 2. лиса 3. заяц 4. бык 5. уж 6. индюк 7. рыба 8. свинья 9. осел 10. сорока.

10. числ. кол., числ. собир., числ. поряд., сущ., сущ., нареч., нареч., прил.

11. В комнате светло. Не краткая форма прил., а слово категории состояния.

12. 1, 3; глагол, неперех., в прош. вр.

13. 1. – согласование, 4 – примыкание, 5 – согласование,  8 – управление.


ГОРОДСКОЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, 8 КЛАСС


1. Какие литературные жанры соответствуют данным определениям?

А. Лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Наиболее распространенная тема – созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни.
Б. История жизни человека, рассказанная либо от лица автора, либо от лица самого героя, этап жизни героя представлен в ряде эпизодов; достаточное количество событий и действующих лиц; часто отмечается хронологическое развитие сюжета и соответствующая композиция.
В. Стихотворение восторженного характера (торжественное) в честь какого-либо лица или события.
Г. Разновидность драматического произведения, в основе – осмеяние общественного и человеческого несовершенства, противоречие (несоответствие) реального и воображаемого, истинного и мнимого, прекрасного и безобразного.
Д. Крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; многочастное произведение, в котором соединены эпическое и лирическое начала; повествование об исторических событиях и событиях жизни героя раскрывается через восприятие и оценку повествователя.
5 баллов
2. Каким художественным приемам и средствам соответствуют следующие определения?

А. Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений с целью выяснить отличительные черты одного из них при помощи другого.
Б. Изображение неодушевленных предметов одушевленными, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
В. Противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста.
Г. Чрезмерное преувеличение; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления.
Д. Нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении; часто встречается в поэтической речи.
5 баллов
3. Определите образное средство:

А. ветерок чуть дотрагивался до щек;
Б. мать, как степная чайка, вилась над детьми своими;
В. звонкое ржание;
Г. русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность.
4 балла 
4. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены, докажите свое мнение, опираясь на знание особенностей каждого жанра.

А. Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел».
     Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

Б. Не сырой дуб к земле клонится,
    Не бумажные листочки расстилаются, -
    Расстилается сын перед батюшкой,
    Он  и просит себе благословеньица:
    «Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
    Дай ты мне свое благословеньице,
    Я поеду в славный стольный Киев-град,
    Помолиться чудотворцам киевским,
    Заложиться за князя Владимира,
    Послужить ему верою-правдою,
    Постоять за веру христианскую»
В. Любишь кататься, люби и саночки возить.
Г. Дам тебе я на дорогу
               Образок святой;
    Ты его, моляся Богу,
                Ставь перед собой;
    Да готовясь в бой опасный
                Помни мать свою…
    Спи, младенец мой прекрасный,
                Баюшки-баю.
Д. Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол митрополии Российской.
5 – 15 баллов
5. Назовите героя, чья гибель описана в отрывке, автора и произведение.

Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы…  
  3 балла                                                                                             
6. Соедините героев одного произведения, укажите его название.

1. Хрюкин                                    А. Караколь
2.Феврония                                  Б. Кирибеевич
3. Андрий                                     В. Пантагрюэль
4. Степан Парамонович              Г. Митиль
5. Мисс Жаксон                           Д. Петр
6. Дубровский                              Е. Соловей-разбойник
7. Вероника                                  Ж. Лиза Муромская
8. Гаргантюа                                 З. Очумелов
9. Тильтиль                                   И. Орина Егоровна Бузырева
10. Илья Муромец                        К. Кукубенко   
10 баллов                                           

7. Расположите в хронологическом порядке:

А.   М.Ю.Лермонтов «Беглец»;
Б.    К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»;
В.   А.С.Пушкин «Кавказский пленник»;
Г.   Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»;
Д.   С.А.Есенин «Береза»;
Е.   Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии».                                      
6 баллов
8. Соотнесите фамилии писателей и даты их жизни:

1. С.А.Есенин                                     А. 1494 – 1553
2. В.Ю. Драгунский                           Б. 1799 – 1837
3. М.Ю.Лермонтов                             В. 1814 – 1841
4. Л.Н.Толстой                                    Г. 1828 – 1910
5. А.С.Пушкин                                    Д. 1895 – 1925
6. Ф.Рабле                                            Е. 1913 – 1972  
6 баллов
                                    

9. Соотнесите название произведения и его жанр:

1. Жизнь и подвиги Геракла                                     А. былина
2. «Няне» А.С.Пушкина                                             Б. роман
3. «Вересковый мед» Р.Стивенсона                          В. сказка
4. «Богатырское слово»                                              Г. очерк
5. «Дубровский» А.С.Пушкина                                 Д. сага
6. «Черная курица…» А.Погорельского                   Е. повесть
7. «Угон быка из Куалнге»                                        Ж. рассказ
8. «Дары волхвов» О.Генри                                       З. стихотворение
9. «Выстрел» А.С.Пушкина                                       И. баллада
10. «Тень» Е.Л.Шварца                                              К. пьеса
11. «Бежин луг» И.С.Тургенева                                Л. миф       
11 баллов                    
                                                                                                       

10. Из стихотворения Ольги Берггольц выпишите метафорические выражения. Объясните их значения.

              Перешагнув порог высокий,
              остановилась у ворот.
              Июльский вечер светлоокий
              спускался медленно с высот.
              И невский ветер, милый, зримый,
              летел с мостов, гремя, смеясь…
              Но столько раз мне это снилось,
              что не обрадовалась я.
              Я не упала тут же рядом
              в слезах отважных и живых,-
              лишь обвела усталым взглядом
              унылый камень мостовых.
              О, грозный вечер возвращенья,
              когда спаленная дотла,
              душа моя не приняла
              ни мира, ни освобожденья…
5 - 10 баллов
Максимальное количество баллов: 75.


КЛЮЧИ (ЛИТЕРАТУРА, 8 КЛАСС)

1. А. элегия, Б. повесть, В. ода,  Г. комедия, Д. поэма

2. А. сравнение, Б. олицетворение, В. антитеза, Г. гипербола, Д. инверсия

3. А. О (М)    Б. С (М)     В. Э     Г. М
4. А. басня (герой-животное, иносказание, мораль)
    Б. былина (сюжет, Киев-град, князь Владимир, отсутствие рифмы, наличие ритма (речитатив), устаревшие слова, уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы).
    В. пословица (краткость, мудрость, иносказание)
    Г. колыбельная (припевка (баюшки-баю), ритмичность, мелодичность, благословление матери)
    Д. житие (сюжет, герои, терминология, устаревшие слова, понятие «всем миром»)
по 3 балла за наиболее полный комментарий.

5. Остап Бульба, Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

6.1З «Хамелеон»;  2Д «Повесть о Петре и Февронии Муромских»;
3К «Тарас Бульба»;  4Б «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;
5Ж «Барышня-крестьянка»;  6И «Дубровский»; 7А «Город Мастеров»;
8В «Гаргантюа и Пантагрюэль»;  9Г «Синяя птица»;
10Е «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

7.  Е В А Г Д Б 

8.  1Д  2Е  3В  4Г  5 Б  6 А

9. 1Л  2З  3И  4А  5Б  6В  7Д  8Ж  9Е  10К  11Г

10. Июльский вечер светлоокий
      спускался медленно с высот.

     И невский ветер, милый, зримый,
     летел с мостов, гремя, смеясь…

    Я не упала тут же рядом
     в слезах отважных и живых…
   
    унылый камень мостовых

    когда спаленная дотла,
    душа моя не приняла
    ни мира, ни освобожденья…
по 2 балла при наличии объяснения.



I (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 6 классе в 2012-2013  учебном году ( 90 минут).



Тур 1  Анализ художественного текста.                      50б

    

Напишите отзыв о рассказе Л.Н.Толстого «Слон».

                                                       Слон.

                                                        Быль.

     У одного индейца был слон. Хозяин дурно кормил его и заставлял много работать. Один раз слон рассердился и наступил ногою на своего хозяина. Индеец умер.

      Тогда жена индейца заплакала, принесла своих детей  к слону и бросила их слону под ноги. Она сказала:

      -  Слон! Ты убил отца, убей и их.

      Слон посмотрел на детей, взял хоботом старшего, потихоньку поднял  и посадил его к себе на шею. И слон стал слушаться этого мальчика и работать для него.



Вопросы.

1) о ком и о чём рассказывается в басне?                                                                           

2) что хотел показать писатель? как выражено его отношение к происходящему?                                                                                      

3) каково ваше мнение о морали басни?                                                                             



Тур 2  История и теория литературы, культура.



1. Соедините фамилии писателей и поэтов с их полными именами, заполнив таблицу.

        1. Крылов                                         А. Федор Иванович

        2. Жуковский                                   Б. Иван Андреевич

        3. Гоголь                                           В. Лев Николаевич

        4. Тургенев                                       Г. Николай Васильевич

        5. Тютчев                                          Д. Иван Сергеевич

        6. Толстой                                         Е. Василий Андреевич                                    6 б



1
2
3
4
5
6









2.Назовите место, укажите название произведения и автора.

а) И вот нашли большое поле:

    Есть разгуляться где на воле!

          Построили редут.

    У наших ушки на макушке!

    Чуть утро осветило пушки

    И леса синие верхушки -

          Французы тут как тут.



б)  «… он устроил ее себе сам, по своему вкусу; соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках. Истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика стул на трех ножках…»



в)  «Все светлее и светлее становится вокруг. Красноватые отблески перебегают по снегу, по ветвям. И вдруг перед Падчерицей открывается …………., посреди которой жарко пылает высокий костер. Вокруг костра сидят люди, кто поближе к огню, кто подальше. Их двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых. А последние трое - совсем еще юноши.»                                                                                                                                     9 б



3. Назовите тропы, выделенные в стихотворении Ф.И.Тютчева «Полдень»

Полдень.

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.



И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет,

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

                                                                                                                                                6 б





4. Какие мифологические образы встречаются в стихотворении Ф.И.Тютчева «Полдень», которое приведено в предыдущем задании. Что вы о них знаете?           4 б



5. Узнайте басню И.А.Крылова по морали.

а)   Уж сколько раз твердили миру,

      Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

      И в сердце льстец всегда отыщет уголок.



б)   Когда в товарищах согласья нет,

      На лад их дело не пойдет

      И выйдет из него не дело, только мука.



в)   Невежда также в ослепленье

      Бранит науки и ученье

      И все ученые труды,

      Не чувствуя, что он вкушает их плоды.



г)   А вы, друзья, как не садитесь,

      Все в музыканты не годитесь.                                                                                  4 б



6. Назовите жанр произведений, из которых приведены отрывки.

1) «..Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли. Государь на это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию..»



2) «Вот на другой день и пошел туда Данилушко. Горка хоть небольшая, а крутенькая. С одной стороны и вовсе как срезано. Глядельце тут первосортное. Все пласты видно, лучше некуда.»                                                                                                                                1 б





7.Решите кроссворд.



По горизонтали:

3. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета  или явления другому. 4. Созвучие окончаний стихотворных строк. 5. Главный герой рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».8. Автор сказки «Черная курица, или Подземные жители».9. Начало сказки.

По вертикали:



1. Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть иносказание. 2. Великий русский ученый, по инициативе которого в 1775 году был открыт Московский университет. 5. Автор сказки «Спящая царевна». 6. Великий писатель, родившийся в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. 7.  Фамилия фельдшера в земской больнице ( рассказ А.П.Чехова «Хирургия»).

















1



2



3






















4









5












6



























7

























8



























































9















                                                                                                                                           10 б





Тур 3 Литературно - творческая работа.



Напишите, как вы понимаете смысл поговорки «Вода и камень точит».                  10 б













 
Всероссийская олимпиада школьников
Школьный этап
2016 – 2017 учебный год
Литература
9 класс

Задание №1
Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Объясните художественное назначение (функции) этих приемов/ явлений в данном произведении.
1.1. ……………. – произведение, поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.
1.2. ……………. – вопрос, который задают, не ожидая на него ответа.
1.3. …………….. – сближение предметов или явлений по сходству, сравнение без сравнительного союза.
1.4. …………….. – стихотворная повесть, в сюжете которой в жизнь героев вторгаются какие-то потусторонние силы – в реальности или во сне.

Задание №2
Найдите устаревшим словам соответствие в современном русском :
Фортеция, оказия, челобитье, обиняки, лазутчик, напасти.
Задание №3
Узнайте писателей.
А) [4 балла] Автор бессмертной комедии, «половина» стихов которой, по словам Пушкина,
«должна войти в пословицу». После его трагической гибели персидский шах послал
Николаю I алмаз в 88,7 карата. Напишите имя, отчество, фамилию автора и название
комедии.________________________________________________________________________
Б) [6 баллов] Знаменитый французский драматург, современник Людовика XIV, неустанно
обличавший в своих комедиях глупость, алчность, ханжество. М.Булгаков посвятил его
жизни и творчеству прекрасную книгу и великолепную пьесу. Напишите имя и фамилию
драматурга, а также название хотя бы одной его комедии
_______________________________________________________________________________

Задание №4
Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.
б) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».
в) Рифма — обязательно условия стихотворной речи.
г) Прототип — это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.
д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.
е) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.

Задание №5
2. Подчеркните средства художественной выразительности, напишите их
названия. Номера стоят напротив строк, в которых представлены средства
художественной выразительности. Приёмы могут повторяться. Возможен не один
правильный ответ.

Пусть вечно милы посевы, скаты,
Кудрявость рощи, кресты церквей,
Что в яркой сини живут, сверкая, —
И все ж, деревня, прощай, родная!
Обречена ты, обречена ты
Железным ходом судьбы своей.
Весь этот мирный, весь этот старый,
Немного грубый, тупой уклад
Померкнуть должен, как в полдень брачный
Рассветных тучек узор прозрачный,
Уже, как громы, гудят удары,
Тараны рока твой храм дробят. (Валерий Брюсов)
1)
2)
3), 4)
5)
6)
7), 8)
9)
10)
11)

12)
13)
14)

Задание №6
Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
И.С.Тургенев
Собака
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство,что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взглядами..Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878
Опорные вопросы:
а) Над какими вопросами размышляет автор в этом произведении? Каким образом обычная бытовая сцена превращается в размышление над вечными вопросами?
б) В очень коротком произведении несколько раз появляются слова “тоже”, “тот же”, “то же”, “та же”. Какой художественной цели служат эти повторы?
в) Как автору удается сделать статичную “немую” сцену эмоционально насыщенной, передающей движение мыслей и чувств?
г) Как взаимодействуют в тексте произведения мотивы единичности и парности


 
Олимпиада по литературе
11  класс

I.        Знание текстов художественных произведений.

1.                В каких произведениях горят эти костры? Напишите название произведения, автора. (Максимальная оценка – 4 балла)

1.1           И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням.

1.2           Мы с ним лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом, - у камня печального и хмурого. На тот бок его, который обращен к морю, волны набросали тины, водорослей, и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от гор. Пламя нашего костра освещает его со стороны, обращенной к горе, оно вздрагивает, и по старому камню, изрезанному частой сетью глубоких трещин, бегают тени. Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать.


1.3           Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь.

1.4           Красный костер окровил  таганы,
В хворосте белые веки луны.
Тихо, на корточках, в пятнах зари
Слушают сказ старика косари.

2.                Восстановите названия, пользуясь словами, данными после задания (в словах можно менять падеж и число). Что объединяет названия каждого ряда? Прокомментируйте, расположите названия по хронологии.  (Максимальная оценка – 6 баллов)


2.1           «Арфы», «земли», «Страшный»;

2.2           «Путь», «Чужое», «Фарфоровый»;

2.3           «Семь цветов», «Русские», «Зеркало».
Конквистадоры, символист, пузыри, павильон, тень, радуга, скрипка, небо, мир


II. Историко-литературные задания.


1.       В манифесте какого литературного направления содержится следующие строки: «дыр, бул щыл / убещур/скум/ вы со бу/ р л эз (Кстати, в этом пятистишии более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина» …)» . 1 балл

2.       Этот великий русский писатель до 19 лет безвыездно жил в родительском поместье Орловской губернии. Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по призванию, неутомимый путешественник (не раз бывал в Турции, в Греции, в Египте, странствовал по Сирии, Палестине, плавал на Цейлон, изъездил всю Европу), получил Нобелевскую премию по литературе.  Умер в Париже в 1953 году. 1 балл

 3.    Отвергая прозаическое  существование обывателя, неоромантики конца XIX начала XX вв. воспевали мужество, подвиг, героику приключений. Типичный неоромантический герой – мужественный, необыкновенный человек («сверхчеловек»), чья жизнь полна опасности, сопряжена с риском. Назовите авторов и произведения в русской литературе, где проявляются особенности неоромантизма.  1 балл – автор, 1 балл – рассказ.


      III. Знание теории   литературы.

1. Перед вами фрагменты лирических произведений  и названия жанров. Соотнесите их между собой. Ответ запишите при помощи буквенного и цифрового обозначения (например: м – 9). Максимальное количество баллов – 4.
                                        

1.Стальной, кирпичный и
стеклянный,
 Сетями проволок обвит,
Ты - чарователь неустанный,
Ты - неслабеющий магнит.

                          (В.Брюсов)

2.Подмяв моих комедий глыбы,
   Сидит Главрепертком Гандурин.
    - А вы ноктюрн сыграть могли бы
   На этой треснувшей бандуре?
                                           (В.Маяковский)

3.Прошлогодних сокровищ моих
Мне надолго, к несчастью, не хватит.
Знаешь сам, половины из них
Злая память никак не истратит:
Набок сбившийся куполок,
Грай вороний, и вопль паровоза,

И как будто отбывшая срок
Ковылявшая в поле береза,
И огромных библейских дубов
Полуночная тайная сходка,
И из чьих-то приплывшая снов
И почти затонувшая лодка...
                                       (А.Ахматова)

4. Осенней неги поцелуй
    Горел в лесах звездою алой
    И песнь прозрачно-звонких струй
    Казалась тихой и усталой.
                                   (Н.Гумилёв)


5. И горько стало мне,
    что жизнь моя прошла,
    Что ради замысла я потрудился мало,
    Но за меня добро вставало против зла,
    И правда за меня под кривдой умирала.
                                      (А.Тарковский)

6. В его стихах - веселая капель,
Откосы гор, блестящие слюдою,
И спетая березой молодою
Песнь солнышку. И вешних вод купель.

Прозрачен стих, как северный апрель.
То он бежит проточною водою,
То теплится студеною звездою,
В нем есть какой-то бодрый, трезвый хмель.

Уют усадеб в пору листопада.
Благая одиночества отрада.
Ружье. Собака. Серая Ока.

Душа и воздух скованы в кристалле.
Камин. Вино. Перо ив мягкой стали.
По отчужденной женщине тоска.
                                          (И.Северянин)
    
7. Быстрокрылых ведут капитаны –
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий –
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.
                                     (Н.Гумилёв)
                            


Название жанра
Номер примера
А) дума

Б) дифирамб

В) сонет

Г) песня

Д) эпиграмма

Е) баллада

Ж) элегия



2.Какое средство художественной выразительности использовал  в отрывке А.П.Чехов: (по 1 баллу за каждое названное средство)
 
«Это верно, что дорого»,- вздыхают рыжие панталоны.


IV. Литература и другие виды искусства

1.Объясните, кто те, чьи имена и фамилии встретились в стихотворении О.Мандельштама. (по 1 баллу за каждое названное имя)
И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,
И Гёте, свищущий на вьющейся тропе,
И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,
Считали пульс толпы и верили толпе.
Быть может. Прежде губ уже родился шёпот,
И в бездревесности кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты.

V.  Анализ поэтического текста.                                                                                                                                                                                                                                

 

Андрей Дементьев

Встреча Пушкина с Анной Керн

А было это в день приезда.
С ней говорил какой-то князь.
"О боже! Как она прелестна!" -
Подумал Пушкин, наклонясь.
 
Она ничуть не оробела.
А он нахлынувший восторг
Переводил в слова несмело.
И вдруг нахмурился.
И смолк.
 
Она, не подавая вида,
К нему рванулась всей душой,
Как будто впрямь была повинна
В его задумчивости той.
 
- Что сочиняете вы ныне?
Чем, Пушкин, поразите нас?-
А он - как пилигрим в пустыне -
Шел к роднику далеких глаз.
 
Ему хотелось ей в ладони
Уткнуться. И смирить свой пыл.
- Что сочиняю?
Я... не помню.
Увидел вас -
И все забыл.
 
Она взглянула тихо, строго.
И грустный шепот, словно крик:
- Зачем вы так? Ну, ради Бога!
Не омрачайте этот миг...
 
Ничто любви не предвещало.
Полуулыбка. Полувзгляд.
Но мы-то знаем -
Здесь начало
Тех строк,
Что нас потом пленят.
 
И он смотрел завороженно
Вслед уходившей красоте.
А чьи-то дочери и жены
Кружились в гулкой пустоте.
1996 г.



 
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ
ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
6 КЛАСС
Максимальное количество баллов - 100

1. Расставьте ударения в словах:
Торты, позвонишь, положил, красивейший, хвоя, развитой (язык), копировать, добыча,
баловать, случай
( по 1 баллу за каждый правильный ответ) - 10 баллов
2. Разберите данные слова по составу:
Зелень выносливость загорались огурчик наладчик завьюжило
(по 1 баллу за каждый правильный ответ) - 6 баллов
3. Сколько раз встречается звук [з] в предложении:
Зина обратилась с просьбой к Лизе. 2 балла

4. Вставьте пропущенные буквы: акац…я, во…зал, ч…лка, отв…рить (дверь), ц…ганский, ц…новка, выб…ру, деш…вый, з…ря, ш…рох.
(по 1 баллу за каждую правильную букву) - 10 баллов

5. Замените синонимами устаревшие слова:
Очи __________ лик __________ отрок ___________ изречь _____________ внимать ______________
(по 3 балла за каждый правильный ответ) - 15 баллов
6. Запишите имена существительные в форме родительного падежа
множественного числа
Яблоко, помидор, теленок, килограмм
(по 2 балла за каждый правильный ответ) – 8 баллов
7. Подберите к данным словам имена прилагательные – определения:
Тюль_________________ рояль____________________ кенгуру______________

картофель ____________ шампунь_______________________
(по 3 балла за каждый правильный ответ) - 15 баллов
8. К какой части речи относятся выделенные слова:
На то и печь, чтобы хлебы печь. Снежное покрывало все поле покрывало. Ведро дало течь, и вода стала течь.
(по 1 баллу за каждый правильный ответ) - 6 баллов
9. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Выберите правильный вариант ответа.
А) И песок в пустыне, как волны.
Б) Пустыня как море, только вместо воды песок.
В) В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.
Г) Волны песка называются барханами.
а) БГАВ б) АБГВ в) БАГВ г) ГВБА
7 баллов
10. Прочитайте предложения, все они содержат речевые ошибки (лишние слова). Найдите их и зачеркните
1.     На горизонте появились ледяные айсберги.
2.     Он сидел, облокотившись локтями о стол.
3.     Караван двигался по песчаным барханам к озеру.
4.     В тот вечер я не успел закончить до конца эту работу.
5.     На Камчатке много горячих гейзеров.
(2 балла за каждый правильный ответ).
10 баллов

11. Прочитайте текст. Разделите на два абзаца (в самом тексте вертикальной чертой). Вставьте пропущенные буквы и запятые.
В тёмном лесу живет дед Осенник. Он спит на сухой листве и чутко прислушивается к пению птиц. Как только услышит грус..ную песню журавлей - курлы-курлы, поднимается и говорит: «Пришло мое время. Ул..тают в тёплые края журавли». Выходит из лесу дед Осенник, седой, в сером плаще. Где ходит, там листья желтеют и падают на землю. Выходит на опушку садится присл..няется к дубу и тихо – тихо что-то поёт. Это не песня, а осенний ветер. Когда он поёт, его борода растёт разв..вается по ветру. Вот она уже прот..нулась по лугу. Стал серым луг. «Осенний туман», - говорят люди. Им и невдомёк, что это борода деда Осенника.
За правильное членение текста на абзацы: 3 балла
За правильную постановку запятых: по 1 баллу за каждый правильный ответ
За правильно вставленную букву: по 1 баллу за каждый правильный ответ)
11 баллов

Русский язык 11 класс
Задание 1. Некоторые суффиксы образуют синонимы  –  близкие  по  значению слова, например: падалица – паданец. Ниже приведены прилагательные с суффиксом -н-:  ананасный,  арбузный,  ароматный,  грешный,  дефектный, зимний, мерный, санаторный, надрывный, сыновний, чванный.
Запишите к каждому однокоренное прилагательное  с другим суффиксом. Какие  из  получившихся  у  вас  пар  слов    находятся  в  синонимичных отношениях, а какие являются паронимами? К каким словам вам не удалось подобрать ни синонимов, ни паронимов?
Оценка:  
За верный подбор однокоренных прилагательных – по 0,5 балла за слово, всего 4,5 балла;
за определение слов, не имеющих однокоренных синонимов и паронимов – по 0,5 балла, всего 1 балл;
за правильное определение пар синонимов и паронимов – по 0,5 балла за каждую, всего 4,5 балла.
Итого: 10 баллов максимум.
Задание 2. Как образовано слово однажды? Приведите ещё несколько слов, образованных  с помощью того же суффикса. Какое значение он имеет? Каково его происхождение?  
Ответ:
Оценка:
за указание на способ образования – 0,5 балла, за указание на числительное – 0,5 балла; всего - 1 балл;
за  верно приведённые примеры других  слов – по  0,5 балла  за  каждое; до 3 баллов;
за указание на значение суффикса – 2 балла, происхождение суффикса – до 4 баллов.
Итого: 8 баллов максимум.
*Разделы: история языка; словообразование.

Задание 3. В московском метро вы слышите предупреждение «не трогать бесхозные вещи», а в новосибирском – «чужие вещи».  
Задания и вопросы:
1) Объясните, как образовано слово бесхозный.  
2) Можете ли вы решить, какое из этих слов (бесхозный или чужой) старше?
3) Опишите стилистическое отличие слова бесхозный от слова чужой.  
Ответ:
1.    6 баллов в зависимости от полноты раскрытия выделенных полужирным шрифтом 6 содержательных элементов письменного ответа.
Дополнительные баллы:  
а)  существенные детали истории аббревиатур,  
б) особенности словообразовательного гнезда и вариантов корня и грамматических  форм хозяин.
2) До 2 баллов за аргументированный вывод о том, какое слово старше.
3) До 2 баллов в зависимости от полноты раскрытия противопоставления «нейтральное  –  не  нейтральное»  (использование  терминов  не  является обязательным).  
Итого: 12 баллов максимум.
*Разделы: морфемика, словообразование, история языка, стилистика.
Задание 4.  Среди  слов  в  предложенном  списке  есть  названия  живых  и  мёртвых  языков,  языков  искусственных  и  несуществующих:  австрийский, американский,  бельгийский,  волапюк,  древнегреческий,  идиш,  идо, интерлингва,  канадский,  латинский,  оксиденталь,  прусский,  русский, санскрит,  словацкий,  старославянский,  хинди,  чешский,  швейцарский, эсперанто.
Распределите слова по соответствующим колонкам таблицы. Напишите, что вы знаете о двух-трех искусственных языках.  
Живые языки  
Мёртвые языки
Искусственные
языки
Несуществующие
языки
       Ответ:  
Живые языки  
Мёртвые языки  
Искусственные
языки
Несуществующие
языки
Идиш
Древнегреческий
  Волапюк  
Австрийский
Русский
Латинский
Идо  
Американский
словацкий  
Прусский
Интерлингва  
Бельгийский
хинди
  Санскрит  
Оксиденталь  
Канадский
Чешский  
Старославянский  
Эсперанто
  Швейцарский
Комментарии:  
Волапюк  –  первый  искусственный  язык,  получивший  реализацию  в  устном общении  и  литературе.  Создан  в  1789  году  немцем  И.  М.  Шлейером.  В волапюке слова естественных языков, в частности латинского, английского, немецкого,  французского  и  других,  видоизменяются.  Так,  само  слово волапюк  образовано  от  двух  английских  слов: world  («мир»)  >  vol  +  speak («говорить») > ptik. Таким образом, волапюк – «мировой, всемирный язык».  Идо (на языке эсперанто означает потомок) – искусственный международный язык,  созданный  в  1907  году  французом  Луи  де  Бофроном  как  вариант эсперанто.  
Интерлингва – (лат. inter «между» и natio, nationis «народ») – международный вспомогательный  язык,  предложенный  Джузеппе  Пеано  в  1903  г. Грамматическая  структура  языка  на  латинской  основе,  словарный  состав включает корни разных европейских языков.  
Оксиденталь  («западный  язык»)  –  искусственный  международный  язык, созданный в 1922 г. Эдгаром де Ваалем и основанный на интернациональной лексике, общей для главных западноевропейских языков.  
Эсперанто  («надеющийся»  на  языке  эсперанто)  –  один  из  самых распространённых  международных  искусственных  языков.  Был  создан  в 1887  году  варшавским  врачом Людвигом  Заменгофом,  псевдоним  которого (доктор Эсперанто) стал названием нового языка.  
Оценка:  
по 0,5 балла за верное распределение названий в таблице; всего 10 баллов;  
по 1 баллу за комментарий к каждому искусственному языку; всего 3 балла.  
Итого: 13 баллов максимум.
*Раздел: языкознание.
Задание 5. Определите стиль текста. Укажите языковые средства, характерные для данного стиля.
Дождь — разновидность атмосферных осадков, продукт конденсации содержащегося в воздухе водяного пара, выпадающий из облаков в виде жидких капель. Воздух, поднимаясь, расширяется и охлаждается; находящийся в нем водяной пар, достигнув состояния насыщения, конденсируется на огромном количестве гигроскопических ядер конденсации, обычно находящихся в атмосфере, и образует мельчайшие капли воды. Однако, для того чтобы капля могла дойти от уровня конденсации до земной поверхности и не испариться, она должна иметь достаточно большие размеры. Радиус капель дождя колеблется от 0,05 до 7 мм. Под действием сопротивления воздуха падающая крупная капля сначала сплющивается, разделяясь на более мелкие. Капли дождя образуются слиянием мельчайших капелек, возникших в процессе конденсации (см. Коагуляция).
Ответ:
Количество выделенных учащимися конкретных языковых средств, характерных для данного стиля, может быть разным, что следует учитывать при оценке задания (до 2 баллов).
Итого: 3 балла максимум.
Задание 6. Почему употребление сочетаний слов экспонаты выставки, свободная вакансия, информационное сообщение и подобных  противоречит нормам современного русского литературного языка? Докажите.
Ответ:    3 балла максимум.
Задание 7. Укажите тип синтаксической связи в  словосочетаниях принять в институт, прием в институт. Какой тип связи свойственен только глаголу?
Итого: 3 балла максимум.
Максимальное количество баллов за олимпиаду: 52.
Призерами и победителем являются учащиеся, набравшие не менее 50% - 26 баллов.


Школьный этап олимпиада школьников по русскому языку в 9 классе

Время выполнения – 2ч.

1. Какие из перечисленных языков не являются славянскими?
Румынский, литовский, польский, украинский, сербский, молдавский, 
 словацкий, болгарский, мордовский, чувашский, чешский, белорусский, эстонский,
греческий.
2. Как обозначается мягкость согласных в русской графике? Выпишите слова, в которых все согласные  звуки являются мягкими.
Соль, ясень, жильё, очки, клеить, мяч, неделя, мириться.
3. Найдите в приведённых отрывках из поэм А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и «Полтава» архаизмы.
1) Напрасно конь, зажмуря очи,
Склонив главу, натужа грудь,
Сквозь вихорь, дождь и сумрак ночи
Неверный продолжает путь…
Вперёд! Мечом и грудью смелой
Свой путь на полночь пробивай.

2) И день настал. Встаёт с одра Мазепа, сей страдалец хилый…
И весть кровавая на крыльях полетела.
Украйна смутно зашумела.
Встаёт кровавая заря Войны народной.

4. Расставьте верно ударение в словах.
Компас, арест, полифония, дело возбуждено, торец, коклюш.

5. Какое значение имеет в современном языке устойчивое выражение без сучка и задоринки?  Придумайте предложение с этим выражением.

6. Найдите словосочетания, в которых прилагательные тёмный и светлый употребляются как антонимы? Отдельно выпишите словосочетания, не входящие в пары.

Тёмные глаза, тёмная полоса жизни, тёмный смысл, тёмное население, тёмные делишки, светлые волосы,
светлый ум, светлое будущее, светлая личность, светлый месяц, светлый ручей.

7. Какая реалия растительного мира в русских народных говорах названа каждой группой синонимов?   Мотивируйте свой ответ.
А) Поганица, пустушка, дурняшка, собачьи губы, поганые губы.
Б) Пустодуй, вшивик, проходная трава.
В) Путик, топтун, гармошка, тропинник.
Г) Пороховица, порховка, пылевик.

8. Найдите предложения, где есть грамматические ошибки. Исправьте их. Свой ответ аргументируйте.
А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест. 
В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.
Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.

9. Даны литовские глаголы и их переводы на русский язык: 

glausti – прижимать, neglausti – не прижимать, rodytis – казаться, nesirodyti – не казаться,
saugoti – беречь, nesisaugoti – не беречь.

Как будет по-литовски: Не прижиматься? Беречься?

10. Как называются жители следующих городов:
Балашиха, Видное, Дубна, Зарайск, Клин, Луховицы, Подольск, Люберцы, Реутово, Химки, Руза, Шатура, Архангельск.

11. Творческая работа
Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле в жанре очерк на тему «Книга».

 





































Комментариев нет:

Отправить комментарий