Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Материалы предоставлены учителем МКОУ "СОШ № 28" Ивановой Галиной Борисовной:

Несколько слов о результатах ЕГЭ-13.

1.​ Часть А по-прежнему сложна для многих выпускников, и это должно нас насторожить. На 30 баллов пишут единицы, хотя число написавших на 25-29 баллов выросло. Рекордно высоко невыполнение А11, А26, А29, А30. Чуть лучше обстоят дела с выполнением А5, А7, А14, А27. Причины? Видимо, разные. А11- определение части речи; А26 – знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи; А29 – типы речи; А30 – лексический анализ текста. Именно с этими А придётся поработать особенно тщательно.
А7 – РЕЧЕВЕДЕНИЕ. Структурно-смысловой анализ текста1. Если содержание текста далеко от предметных предпочтений учащихся, то они не справляются с заданием. То же самое и в отношении текста2, то есть при выполнении А27. А29 – типологическое строение текста. Если текст сложен для дифференциации, дети ошибаются. Что касается А30, то есть умения проанализировать употребление слов в указанных предложениях, то нам всем надо усилить работу над контекстными синонимами, антонимами и фразеологизмами.
А5 – синтаксическая норма. Есть непрозрачные случаи. А14 – ОРФОГРАФИЯ. Традиционно трудная тема, несмотря на то, что наиболее часто отрабатывается нами.
2.​ Часть В радует. Особенно В7. Дети выполняют с каждым годом всё лучше это задание. Остальные В выполнены неровно, особенно В4,5,6. Большой разброс. Однако баллы от 6 до 11 радуют. Прогресс налицо.
3.​ Часть С выше всяких похвал. От 15 до 23 баллов. Во-первых, 3 текста из 8 были знакомы ребятам. Во-вторых, они чётко знают критерии, особенно первые 4. Неплохо справились с практической грамотностью. Нет этических ошибок. Однако грамматические, речевые и фактические ошибки присутствуют. Последние особенно действуют нам на нервы. Например:
- Н.В.Гоголь написал «Отцы и дети»…
- В произведении Грибоедова “Горе от ума» есть персонаж, который олицетворяет леность и нежелание учиться – Митрофанушка…
- У Булгакова в “Собачьем сердце» выдающийся хирург провёл эсперимент, пересадив часть мозга собаки пьянице. Операция привела к научному открытию, что эта часть мозга не влияет на человеческие качества, но доставила учёному немало проблем…
- Cумасшедший учёный, решив провести эксперимент, вставил собачье сердце в тело человека, что привело к созданию безнравственного человека…
- У Пушкина в “Евгении Онегине» молодой образованный человек, находясь среди светского общества, разочаровывается в нём. Чтобы найти себя, он отправляется в поместье, доставшееся ему в наследство, но и там его ждут огорчения.
- В произведении Толстого «Война и мир» рассказывается о России в военные годы. Cовсем юный Петя Ростов отправляется на войну, чтобы воевать, как взрослый…
Могу привести многочисленные логические, грамматические и речевые ошибки…

Анализ текстов 2012 года и примерные сочинения.

Текст по Астафьеву. Стиль – художественный, с элементами публицистики. И в этом сложность текста, так как текст многопроблемный:
1.Проблема города и деревни (Что происходит с традиционным миром деревни? Полноценно ли живут горожане вне природы?)
2.Проблема ответственности человека перед будущими поколениями (Что оставит после себя человек потомкам?)
3.Проблема взаимоотношений человека и природы (Что чувствует человек, общаясь с природой? Как природа воздействует на человека?)
4.Проблема восприятия гармонии мира (Когда и как современный человек может ощутить гармонию окружающего мира?)
5.Проблема отношения человека к животным.
6.Проблема «внутрисемейных» отношений у животных.
Попробуйте определить позицию автора по каждой из проблем.
- В момент общения с природой человек ощущает себя частью большого и прекрасного мира.
- В момент общения с природой человек постигает гармонию мира, ощущает вечную красоту природы.
- Человек должен относиться к животным по-доброму, с любовью, так, как относятся к нему животные.
- Человек несёт ответственность за то, чтобы гармоничный, разумно устроенный мир природы не исчез, а сохранился для потомков.
- Человеку не грех поучиться у животных вполне разумным, естественным отношениям между собой.
- На смену настоящему миру деревни, близкому к природе, приходит мир городов, далёких от природы, поэтому современный человек достоин сожаления, так как оторван от традиционного мира деревни.
Примерный текст сочинения по одной из проблем.
Астафьев в данном фрагменте рассказа поднимает, на мой взгляд, очень актуальную проблему ответственности человека перед будущими поколениями. Действительно, что оставит после себя человек потомкам?
В центре повествования – рассказчик, который, глядя на маленький, любовью конюха сохранённый в деревне табунок лошадей, предаётся печальным размышлениям о современном человеке, забывшем о своих корнях. Увиденная им картина: лошадь среди спящего села, недвижные леса вокруг, кусты, травы, доцветающие рябины – напомнила о том, что нетленно, что должно вечно жить в человеке. И рассказчику стало жаль тех, кто никогда не познает древний зов природы, ведь вряд ли сохранится этот разумно устроенный мир для будущих поколений.
По мнению автора, человек несёт ответственность за то, чтобы гармоничный мир природы не исчез, а сохранился для потомков.
Я не могу не согласиться с мнением автора. Мы действительно обязаны сохранить мир природы для своих детей и внуков. Ведь только в общении с природой человек ощущает себя частью большого и прекрасного мира. Обратимся к строчкам Николая Рубцова (стих. «Феропонтово»):
В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Феропонта
Что-то божье в земной красоте…
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле…
Как мы видим, они созвучны размышлениям рассказчика из предложенного текста. Тяга к гармонии, чувство святости, единство с родным миром – вот что объединяет двух авторов. Неужели мы лишим наших детей самого естественного чувства в человеке?
В своё время Николай Петрович Шмелёв, известный экономист и публицист, во время своего пребывания в Израиле был потрясён тем фактом, что к каждому из сохранившихся в горах у Мёртвого моря восемнадцати леопардам приставлена девушка-волонтёр, приглядывающая за ними. И вот его дословные слова по этому поводу: «Если есть на Земле место, где ещё думают о том, чтобы сохранить любую Божью тварь, не от нас получившую своё право на жизнь, значит, ещё не всё пропало» для нас, людей, разумеется (Н.Шмелёв. «Пустыня мёртвая. И небеса над ней…». Нева. 2003,7).
Прочитав текст В.Астафьева, мы вновь убеждаемся, насколько актуальна поднятая автором проблема.
Проблематика текста К.Воробьёва. Вопросы и ответы, т.е. позицию автора, сформулируйте самостоятельно.
1.Проблема поведения человека.
2.Проблема отношения к людям, пережившим военные годы.
3. Проблема сохранения в человеке лучших душевных качеств.
Примерный текст сочинения.
Автор поднимает довольно актуальную, на мой взгляд, проблему сохранения в человеке лучших душевных качеств. Действительно, что позволяет человеку не утратить свою живую душу?
В своём рассказе Воробьёв пишет о герое, который возвращался после войны в родную деревню. Так уж получилось, что один сержант-шофёр согласился на своём новеньком «виллисе» за определённую плату довезти героя до места, но денег не взял. Причина внешне очевидна. Потрясённый зрелищем пашущих «на себе» поле баб, сержант зацепил плуг к своему «виллису» и проборонил всё поле.
Авторская оценка прозвучала в восхищённых словах старика: «Не взял? Вот же живая душа!»
Я не могу не согласиться с оценкой автора и его героя. У сержанта действительно живая душа. А она жива, как известно, тогда, когда человек забывает о своей корысти и жертвенно помогает людям.
Подтверждением сказанному могут служить многочисленные примеры из жизни и литературы. Так, доктор Альберт Швейцер вместе с женой отправился в Центральную Африку, где организовал госпиталь. К нему со всех сторон потянулись больные, поэтому приходилось работать без сна и отдыха. Многие недоумевали: зачем материально обеспеченный человек обрёк себя на такие лишения? Ответ Швейцера обескураживал многих: оказывается, доктор чувствовал себя счастливым именно тогда, когда бескорыстно помогал больным людям, когда слышал слова благодарности тех, кого он буквально вырвал из лап смерти.
Вспомним, как пристыдила Наташа Ростова своих родителей, когда поняла, что они распорядились грузить на подводы не раненых, а домашнее серебро (роман Толстого «Война и мир»).
Думаем, что в жизни любого человека наступает момент истины: в нём начинает в полный голос «говорить» душа, «живая» душа, как у героя Воробьёва.
Можно вспомнить купца Ферапонтова, который своими руками подпалил дом, лишь бы не досталось его многолетним трудом нажитое добро врагу. Это всё примеры «живой» человеческой души.

Готовимся к ЕГЭ.

1.Поставьте существительные в нужную форму.
Трудовые (договор), нам выдали (пропуск), несколько (простыни), два килограмма (помидоры), несколько (дыни), две пары резиновых (сапоги), кроме (грабли), кружила пара (цапли), песчаных (побережье), (красивый) тюль, мою голову (шампунь), из (ясли).
2.Исправьте грамматические ошибки, связанные с употреблением глаголов и их форм.
А)Мальчик одел куртку и выбежал на улицу.
Б)В это время рыба метает икру.
В)Я очучусь по твоей вине в затруднительном положении.
Г)Цветок сохнул в вазе.
Д)Становите сюда свой чемодан.
Е)Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки.
Ё)Казалось бы, что, живя в одном доме, их характеры должны быть похожи.
Ж)Читая этот рассказ, представляется, что Горький сам был босяком.
З)Требуя повышения зарплаты, вам вместе с тем не хочется брать на себя повышенные обязательства.
И)В некоторых микрорайонах принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к эти зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали.
Й) Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
К)Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
3.Исправьте грамматические ошибки, связанные с употреблением предлогов и союзов.
А)Согласно регламента, выступление каждого должно занимать не более трёх минут.
Б)Гости с Челябинска приехали поздно вечером.
В)Уделите внимание на свой внешний вид.
Г)Как складывается ваша жизнь в первый год по приезду?
Д)Разведчик не раз побывал в тылу у врага.
Е)По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.
Ё)Благодаря крушению поезда люди пострадали.
Ж)Нашей газете не только требуются редакторы, но и корректоры.
З)Учитель должен не только сам двигаться вперёд, а также вести за собой своих учеников.
И)Пушкин в своё время поразился о том, что даже пословицы народ оснащает рифмой.
4.О каком лексическом явлении идёт речь?
Тёртый калач, раскрыл свою душу, медвежий угол, подобру-поздорову, со дня на день, во что бы то ни стало, пасть духом, намылить ему голову, себе на уме, ни зги не видно.
5.Какие средства изобразительности используются в нижеприведённых предложениях?
1)Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
2)Горные вершины спят во тьме ночной.
3)Вагоны шли привычной линией, / Подрагивали и скрипели; / Молчали жёлтые и синие; / В зелёных плакали и пели.
4)Орлиный клёкот над татарским станом / Угрожал бедой, / А Непряда убралась туманом, / Что княжна фатой.
5)Я никогда не знал, что столько тысяч тонн / В моей позорно легкомысленной головёнке.
6)Ты и убогая, ты и обильная, …Матушка Русь!
7)C Россией кончено…/ Её мы прогалдели, проболтали, / Пролузгали, пропили, проплевали.
8)Но красоты их безобразной я скоро таинство проник.
9)Осыпал лес свои вершины, / Сад обнажил своё чело, / Дохнул сентябрь…
10)Молчалин! – Кто другой так мирно всё уладит! / Там моську вовремя погладит…
11)Есенин и Россия… Это – и широкое поле, это – и тёмная кромка леса у горизонта. Это – и тонкий молодой месяц над тёмной кромкой того леса…
12) О, если б нищ я был! Как миллиардер!
13)Минувшего нельзя нам воротить, грядущему нельзя не доверяться.
14)Всё расчищено, предано, продано, - / Чёрной смерти мелькает крыло…
15)Так некогда Шопен вложил / Живое чудо / Фольварков, парков, рощ, могил / В свои этюды.
6.Объясните способ образования слов:
Даль, рассказ, по-другому, спор, углубление, пролила, несправедливость, выбор, прочитав, бесшумно, загородный, бесшумный, нательный, бездорожье, вскоре, разбежаться, никак, беспечность, прилетевший, во-первых, выспаться, рядовой (боец), присутствующие (смеялись), (забрать) своё, непрочитанная, беззвучно, санинструктор.
7.Определите вид подчинительной связи.
Заветная мечта, зайти в школу, наше право, второй ряд, начало игры, очень хорошо, интерес к предмету, написание реферата, чтение вслух, желание приобрести, стать лучше, прочитать книгу, сделать так, ходить пешком, моё пальто, ходить вокруг дома, зайти вечером, эта песня, просил остаться, как хуже, её идеи, что имеем, чей-то голос, надо ему.
8.Определите вид соподчинения придаточных предложений в составе ССП и расставьте знаки препинания.
1. «Люди к сожалению мало черпают из книг «о хороших манерах» потому что в книгах о хороших манерах редко объясняется зачем нужны хорошие манеры» (Д.С.Лихачёв).
2. «Если человек не умеет понять другого приписывая ему только злые намерения и если он вечно обижается на других это человек обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим» (Д.С.Лихачёв).
3. «В своих письмах я не пытаюсь объяснить что такое добро и почему добрый человек внутренне красив...» (Д.С.Лихачёв).
4. «Если стремиться к высокой цели низкими средствами то неизбежно потерпишь крах так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна» (Д.С.Лихачёв).
9.Разграничьте наречия и омонимичные им формы. Раскройте скобки.
Разбить врага (на) голову, надеяться (на) удачу, быть (на) голову выше, решить задачу (в) начале урока, съездить в город (в) пустую, подняться (в) высь неба, забрести далеко (в) глубь, смотреть (в) даль, (на) силу одолеть задачу, сказать (в) начале об успеваемости, идти другу (на) встречу, (на) утро двинуться в путь, собраться (на) встречу с друзьями, собраться (на) показ фильма, перенести работу (на) утро, выставлять заслуги (на) показ.
10.Акцентология. Расставьте правильно ударение в словах.
Исчерпав, начав, проведена, создав, откупорил, ногтя, лекторов, прожорлива, взялась, черпать, сверлит, снята, проживший, заперта, начали, озлобить, отключенный, донизу, донельзя, прибыв, сливовый, осведомиться, кровоточащий, знамение, обеспечение, некролог, плодоносить, загнутый, премирование, послала (письмо), наврала, банты, заняли, прирученный, обогнала, мозаичный, ловка, танцовщица, новорожденный, эксперт.
11.Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова.
Более пятиста человек, в день именин, наисложнейший, горячие супы, промок, с обеими учениками, у князьёв, чистейший снег, с пятьюдесятью двумя тетрадями, устные выговора, более легче, пять пихт, две тысячи пятым годом, испеки пирог, свыше ста километров, пара носков, более резкое движение, спелых абрикосов, жёстче дерева, детских яслей, лучше всего, наиболее уместный, семьюдесятью процентами, положи.
12.Запомни иноязычные приставки!
- аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, пан, суб, транс, пост, супер…
13.Запомни глагол и правильный выбор после него падежной формы существительного: ПРИЗНАТЬСЯ В ЧЁМ; СКУЧАТЬ, ТОСКОВАТЬ ПО КОМ; ПОРАЖАТЬСЯ, УДИВЛЯТЬСЯ ЧЕМУ; УКАЗЫВАТЬ НА ЧТО; отчитаться в чём.

Некоторые советы (рекомендации) учащимся при выполнении тестовых заданий (А, В).

1.​ А5 – самое большое число ошибок. Ниже даются неправильные варианты. Внимательно прочитайте правило и исправьте ошибки.
Обязательно повторить правила построения предложений с однородными членами:
- если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им, например:
Во время войны народ надеялся и верил в победу.
- не могут быть однородными существительное и инфинитив:
Мы любим футбол и стрелять.
- все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово:
Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин.
- нельзя нарушать парность двойных союзов (не только…,но и; как…,так и):
Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов.
Запомните: при двойных союзах один из однородных членов ставится при первой части союза, а другой – при второй.
По-прежнему частотны ошибки в употреблении предлога по:
По завершению учебного года мы поедем в Крым.
По приезду в санаторий нужно проконсультироваться у врача.
- если предлог по имеет значение после чего-либо, слово, стоящее после предлога, необходимо ставить в предложном падеже (по завершении, по приезде).
Запомните: предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в виде, посредством управляют родительным падежом, а предлоги подобно, согласно, наперекор – дат.пад.
- не видите ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается с союзного слова кто:
Те, кто не бывали в Москве, многое потеряли.
- нарушаете координацию подлежащего со сказуемым:
Все, кто изучал историю славянской письменности, высоко оценивал деятельность Кирилла и Мефодия.
Ряд новых постановлений вызвали недовольство граждан.
Несколько мальчиков сидело на скамейке.
В деревне послышались топот и крики.
Мужчина с собакой показались на аллее парка.
2.​ А10 – ОЧЕНЬ много ошибок, не можете дать верную характеристику предложения, отсюда и ошибки в А20, 21, 23, 24, 25, 26 и В 4,6.
Срочно повторить знаки препинания в простом осложнённом предложении, виды односоставных предложений; виды сложных предложений, типы придаточных в ССП. Расставьте знаки, где нужно, и дайте характеристику предложений:
Каждый раз он выискивал в Москве какую-нибудь новинку и с гордостью привозил её домой.
Удержавшись и вздохнув он ушёл в прохладную полутьму комнат сам не понимая что именно гнетёт его.
За окном Марины сверкали на небе змеи молний и раздавались страшные удары грома.
Я понял что я не мыслитель и не философ и что Бог просто дал мне здоровый русский мозг с задатками таланта.
Ему показалось вдруг что чёрная туча заслонила небо и что налетел какой-то вихрь и смыл всю жизнь как страшный вал смывает пристань.
В понятие «честность» может быть объединено многое правда законность справедивость.
Мы бы вскрыли стол сейчас же и если бы нашли бриллианты то тотчас же пошли на берег.
Русский язык в умелых руках и опытных устах красив и певуч и выразителен.
Настоящая истина подкрепляется если не зрением то временем.
Правописание – н – и – нн – в отымённых и глагольных прилагательных А13 (!) - СТЫДНО не знать, этому учились с 4 по 9 классы.
Научитесь отличать отглагольные прилагательные от страдательных причастий.
Вареная картошка – отглагольное прилагательное – одна н (постоянный признак).
Варённая в котелке картошка – причастие – только нн (временное качество, непостоянный признак придаёт зависимое слово).
Сваренная картошка приятно пахла – причастие – нн (временный признак придаёт приставка С).
3.​ В1 – русское словообразование. Морфологический способ: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение.
Неморфологический способ: переход из одной части речи в другую; слияние двух слов в одно.
Самый распространённый в заданиях ЕГЭ – суффиксальный. ЭТО обычно:
- существительные с суффиксами – ЕНИ, -АНИ, -АЦИ, - ОСТЬ, - ТЕЛЬ; отглагольные существительные с суффиксами: - ч, - к (выключатель, название, мудрость, усмешка);
- прилагательные, образованные от существительных при помощи: - ЯН, -ИН, -ЕНН и т.д.
- наречия на - О и - Е (певуче, беспощадно);
- видовые пары глаголов с суффиксами – А, - И (вынуждают – вынудить);
- местоимения и наречия с суффиксами – ТО, - ЛИБО, - НИБУДЬ.
Приставочный способ (все слова употребляются без приставки; закрой пальчиком приставку и убедись). ЭТО:
- приставки – пре, - при (кроме слов, которые без приставки не употребляются) - премудрый; приоткрыть.
- приставка – вы (выиграть);
- приставки – не, - ни; (никто, нечто, некрасивый);
- приставки – под; - по, -вз и т.д. (подошёл, оказалось).
Суффикально-приставочный (не употребляются без приставки, убедись). Это:
- существительные и прилагательные (собеседник, созвездие, современный, безбилетный).
- наречия (по-весеннему, по-заячьи, докрасна, слева, засветло, во-первых, вначале).
- глаголы с приставкой ВЫ на -ываю,-иваю, -ва (вымывало, выигрываю).
Бессуффиксный способ – маленькое существительное (4-5 букв) с согласной на конце от глагола или прилагательного (реже): выход, отказ, звон, глубь, ширь, вклад, удар, синь).
Сложение, надеемся, все знают (пароход, ГАИ, ЗАВУЧ, вуз, плащ-палатка).
Определите способ образования слов: серебряный, размышляли, вдохновение, переход, издавна, подоконник, подпорка, бесперебойно, никогда, преотличный, кое-где, анимация.
4.​ В2 – ЗНАТЬ все сочинительные и подчинительные союзы, частицы (их очень много), производные и непроизводные предлоги. Будьте внимательны с ЖЕ – может быть и противительным союзом, и частицей; с КАК – может быть и частицей, и союзом, и наречием. В2 СТЫКУЕТСЯ с А19, так что убьёте двух зайцев, если уделите внимание служебным частям речи и их омонимам – наречиям и местоимениям.
5.​ В3 – ТИП подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Сложность представляет собой лишь примыкание, у которого зависимое слово – неизменяемая часть речи (неопределённая форма глагола, деепричастие, наречие, простая форма степени сравнения наречия, личные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ в значении притяжательных, вопросы: Чья? Чьи?). Убедительная просьба не выписывать подлежащее и сказуемое (это нераспространённое предложение), существительное с производным предлогом. И главное – не путать наречия вечером, домой, утром с существительными. Задавайте два вопроса: СМЫСЛОВОЙ (ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЙ) и ПАДЕЖНЫЙ. Если невозможно задать оба – перед вами наречие, к тому же оно всегда соотносится с глаголом или глагольными формами.
6.​ В8 – 4 БАЛЛА! Терять их нельзя. Перед списком терминов сделать пометы: С – синтаксическое средство выразительности (уровень синтаксиса, т.е.фигуры речи); Т – тропы (образные специальные средства выразительности); Л – лексика и фразеологизмы (общие средства выразительности). После этой работы ориентироваться будет легко, так как обычно в задании прямо прописано: найдите синтаксические средства, использует такие тропы, прибегает к таким лексическим приёмам, как…
7.​ Заполнять бланк чисто, аккуратно, строго по инструкции, которая даётся перед каждой частью. В противном случае машина не «прочитает», и вы лишите себя балла.
8.​ Часть С писать обязательно! Даже 5-6 баллов из 23 могут помочь многим из вас сдать экзамен на достойном уровне. Помните: объём – не менее 170 слов, а не 150. Писать в строгом соответствии с критериями. Если К1 определен вами неверно, не оцениваются все содержательные К, т.е. К2, К3, К4.
Надеемся, что вы прислушаетесь к нашим советам. Счастливой сдачи!



Написание сочинения на лингвистическую тему.

Памятка.
Соблюдай требования к построению текста-рассуждения.
1-й абзац: вступление (перевод цитаты в тезис).
2-й абзац: основная часть (обоснование тезиса с помощью первого аргумента (типовое значение того или иного языкового явления) + 1 пример из текста (либо указание номера предложения без цитирования, либо цитирование, в том числе и частичное, по правилу прямой речи с кавычками или предложение в скобках).
3-й абзац: обоснование тезиса с помощью второго аргумента + 1 пример из текста по указанному выше алгоритму.
4-й абзац: заключение – вывод, в котором подводится итог сказанному.
Шаблоны сочинений.
Блок1. Связь грамматики и лексики в русском языке (по цитатам Цыбулько): 1, 2, 5, 9, 13, 23, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 35.
Вступление.
Смысл высказывания  (имярек) я понимаю так: русский язык богат и выразителен, потому что выразительны и разнообразны его лексические и грамматические средства. Попробуем в этом убедиться.
Основная часть (по цитатам Рикёра и Толстого).
Во-первых, автор прибегает к разговорной лексике, так как она позволяет конкретно, точно и эмоционально выразить авторскую мысль…ИЛИ автор прибегает к разговорной лексике, так как она стилистически обогащает текст, позволяет выразить оттенки авторской мысли (1 аргумент).
Так, в предложении 15 разговорная глагольная форма «пихаясь» характеризует поведение школьников, радующихся звонку с урока (по тексту Улицкой)…ИЛИ
Так, в пр. 38 писатель использует разговорное слово «распекала», чтобы и читатель, и героиня убедились в серьёзности ситуации, сложившейся в 7а классе из-за учительницы английского языка (по тексту Захаровой) – это примеры из текста к аргументу1.
Во-вторых, грамматические явления позволяют уточнить (конкретизировать) действия (признаки) героев (предмета) – 2 аргумент.
Например, в пр.2 такое грамматическое средство, как однородные глаголы-сказуемые, характеризует и подвижность лица нового учителя, и его очень естественную манеру вести себя. Не случайно дети будут подражать классному руководителю, когда полюбят его (по Улицкой). ИЛИ
Например, в пр.2 однородные члены «вяло, неохотно» конкретизируют поведение класса, в котором зреет бунт (по Захаровой) – это примеры из текста к аргументу2.
Вывод.
Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания имярек.
К сведению: некоторые цитаты требуют большего «участия» в тезисе. Выход из ситуации следующий (по цитате Короленко «Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли»):
Смысл высказывания Короленко я понимаю так: русский язык богат и выразителен, так как обладает всеми средствами, в том числе лексическими и грамматическими, для выражения тонких ощущений и оттенков мысли.
И снова поправка: некоторые цитаты можно раскрывать только на грамматических явлениях: 27, 28, 29, 35.
Примерное сочинение по цитате Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» (по тексту  Астафьева).
Cмысл высказывания Успенского я понимаю так: выражая свою мысль, мы стремимся к тому, чтобы нас поняли. И помогают нам в этом грамматические явления, которые связывают между собой любые слова. Попробуем в этом убедиться.
Во-первых, слова связываются грамматически и по смыслу в составе словосочетаний. Так, в пр.18 слова в словосочетании «металась возле дома» соединены грамматически при помощи предлога «возле» и окончания слова «дома», чтобы подчеркнуть действия обезумевшей от горя Белогрудки, нашедшей место, где находились её малыши.
Во-вторых, такое грамматическое явление, как однородные члены, помогает не только перечислить действия героев, но и выразить точнее авторскую мысль. Например, в пр.34 однородные члены «поленились, бросили, ушли» перечисляют действия «беззаботных» ребят и выражают мысль автора об их равнодушии к судьбе беззащитных животных.
Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Успенского.
Блок2. Темы, связанные с лексикой (в том числе и с фразеологией, и специальными выразительными средствами языка): 7, 8, 11, 17, 18, 26, 28, 32, 35.
Перевод цитаты практически тот же, что и выше:
Смысл высказывания имярек я понимаю так: русский язык богат и выразителен, потому что богата и выразительна его лексика (фразеология, выразительные средства языка). Попробуем в этом убедиться. ИЛИ
Смысл высказывания имярек я понимаю так: на русском языке можно выразить всё, потому что богата его лексика (фразеология, выразительные средства языка)…
Пример сочинения по цитате Паустовского (текст Яковлева): «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»
Cмысл высказывания Паустовского я понимаю так: на русском языке можно выразить всё, потому что богата его лексика. Попробуем в этом убедиться.
Во-первых, именно слово выражает все нюансы авторской мысли. Так, в пр.11 автор использует разговорное слово «выказала» не случайно, так как оно помогает читателю понять состояние собаки – состояние «вечного ожидания».
Во-вторых, точно подобранное слово конкретизирует предмет речи. Например, в пр. 25 Паустовский при описании собаки прибегает к  прямому значению слова «тяжёлый». Если бы он использовал переносное значение этого слова, то метафора, которая следует далее («львиная походка»), утратила бы свою образность, уместную в данном контексте.
Всё сказанное позволяет сделать вывод о богатстве русской лексики, при помощи которой мы можем выразить всё, что хотим.
На заметку: аргументы можно использовать при написании сочинений по выше- перечисленным цитатам.
Примерное сочинение по цитате из учебника о фразеологизмах (текст Лиханова).
Смысл высказывания я понимаю так: русский язык богат и выразителен, так как богата и выразительна его фразеология. Обратимся к тексту Лиханова, в нём есть доказательства сказанному.
Во-первых, фразеологизмы придают нашей речи особую выразительность. Так, в представленном тексте их не менее 8. Большинство настолько часто употребляется, что мы даже этого не замечаем. Например, в пр. 13, 22. Но фразеологизм «тяжкий грех» (пр.21) употребляется редко. Он звучит очень эмоционально и точно передаёт мысли учительницы.
Во-вторых, фразеологизмы помогают охарактеризовать поведение человека. Так, во 2 пр. фразеологизм «прийти в себя» подчёркивает неадекватность поведения Севы Агапова, который стал бить не только одноклассницу, но и свою учительницу.
Думаю, что мы убедились в справедливости высказывания.
Блок3. Темы о богатстве русской речи, точности слова: 3, 7, 8, 10, 12, 17, 18, 21, 22, 24, 33. Обратите внимание, что некоторые цитаты можно отнести к разным блокам. Например, цитату Паустовского (см. выше).
Перевод цитаты в тезис довольно прост (ниже даны переводы всех цитат):
Смысл высказывания имярек я понимаю так: на русском языке можно выразить всё, потому что выразительна и точна его лексика ИЛИ (выразительны и точны его языковые единицы).
Смысл высказывания имярек я понимаю так: на русском языке можно выразить всё, в том числе и образ внутреннего человека (в том числе и самого себя; так как через речь читатель проникает в мир образов; ибо автор идёт от мысли к словам, а читатель – наоборот; потому что необыкновенно выразительна его лексика; в том числе и узнать человека; потому что художник мыслит образами).
Примерное сочинение по цитате Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы» (по тексту Яковлева).
Cмысл высказывания Головина я понимаю так: достоинства речи определяются прежде всего точностью отобранных языковых единиц и их выразительностью (ИЛИ русская речь может выразить всё, если точно отобраны языковые единицы). Попробуем в этом убедиться.
Во-первых, точность речи помогает охарактеризовать героя. Так, в пр.15 используется слово «буркнул». Герой – молчаливый мальчик. Ему даже трудно по-человечески ответить. Вот почему автор использует просторечие «буркнул».
Во-вторых, такое качество речи, как выразительность, помогает писателю эмоционально и образно описать предмет, героя. Например, в пр.35 используется метафора – «чёрная головёшка на четырёх ножках». И мы, читатели, тут же представляем себе эту собачонку.
Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Головина.
Блок4. Темы, связанные с синтаксисом и пунктуацией. И не только: 15, 16, 19, 20, 25, 28.
Перевод цитаты в тезис требует внимательности, так как цитаты очень разные по смыслу: одни – только о синтаксисе (19), другие – о синтаксисе и лексике (25), о синтаксисе и грамматике (20, 28!), третьи – о знаках препинания (16), четвёртые – о синтаксисе и общении (15).
Вариант перевода цитаты в тезис, если речь идёт о синтаксисе.
Смысл высказывания имярек я понимаю так: знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для умения логически и стройно выражать мысли (чувства)…  Попробуем в этом убедиться…
Вариант перевода цитаты в тезис, если речь идёт о пунктуации.
Cмысл высказывания имярек я понимаю так: знаки препинания помогают  пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. Попробуем в этом убедиться…
Примерное сочинение по цитате Чернышевского: «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни» (текст Баркова).
Cмысл слов Чернышевского я понимаю так: без знания правил синтаксиса трудно выстроить связное высказывание. Этому же способствует и лексика русского языка.
Попробуем в этом убедиться.
Во-первых, синтаксические средства определяют логические отношения между словами. Так, в пр.21 однородные члены «сидела, вздувала, вскидывала, распускала, бормотала» помогают увидеть строгую последовательность действий птицы во время тетеревиного тока.
Во-вторых, для одного из героев этот птичий ток не что иное, как лучший весенний праздник. Например, в пр.23-26 отец делится с сыном своими воспоминаниями об этом птичьем выступлении, используя метафоры «лучшая песня», «весенний праздник». И читатель действительно убеждается, что лексикон героя не только соответствует знаниям об обитателях леса, но и свидетельствует об образе жизни народа, близкого природе.
Таким образом, мы убедились в справедливости слов Чернышевского.
Примерное сочинение по цитате Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнить его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
Смысл высказывания Реформатского я понимаю так: язык – самое удивительное, что создало человечество. Благодаря языку, особенно синтаксису языка, люди понимают друг друга при общении. Попробуем в этом убедиться.
Во-первых, именно синтаксис выполняет функцию коммуникации. Например, такое синтаксическое средство, как диалог, помогает читателю понять, насколько важно герою было сдержать своё слово (пр. 4-22).
Во-вторых, в репликах героев много обращений, помогающих обозначить лицо, которому адресуется речь. Так, в пр. 37, 43, 46 обращения не только называют того, к кому обращаются с речью, но и передают многообразие интонации, свойственной военным при диалоге.
Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Реформатского.
При написании сочинений о знаках препинания необходимо указать их функцию: разделительную, выделительную, интонационную, смысловую, эмотивную (в зависимости от формулировки цитаты).
Для справки: выступая в разделительной функции, знаки препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, одиночная запятая, точка с запятой, тире, двоеточие) служат для ограничения одних синтаксических структур (единиц) в тексте от других или отделения друг от друга, например, частей предложения.
Выступая в выделительной функции, знаки препинания служат для выделения границ определённой синтаксической единицы, то есть это парные знаки препинания – скобки, кавычки, парные запятые, тире.
Блок5. Темы, стоящие особняком: 4, 6, 14, 34, 36.
Примерное сочинение по цитате Реформатского: «Местоимённые слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено».
Шаблон.
Смысл высказывания Реформатского я понимаю так: местоимения, действительно, слова вторичные. Более того, без знаменательных частей речи существование местоимений не имеет смысла. Попробуем в этом убедиться.
Во-первых, местоимения позволяют избежать лексического повтора. Так, в пр. .., благодаря использованию местоимения «он», автор не только избегает повтора слова, но и делает текстовую речь более краткой и выразительной.
Во-вторых, в сложных предложениях местоимения используются для связи частей предложения. Например, в пр. … относительное местоимение … позволяет автору точно выразить свою мысль.
Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Реформатского.
Примерное сочинение по цитате Мирошниченко: «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью» (текст Железникова).
Cмысл высказывания Мирошниченко я понимаю так: пишем и говорим мы совершенно по-разному. Попробуем в этом убедиться.
Во-первых, письменный язык – это нормированный язык. Употребление каждого члена предложения соответствует, например, синтаксической норме. Так, в пр.14 подлежащее «три окошка» координируется со сказуемым «темнели» во множественном числе, в то время как в устной речи эти члены часто координируются в единственном числе.
Во-вторых, синтаксис устной речи более прост, преобладают неполные предложения. Так, в диалоге двух героев пр. 9, 10 представляют собой неполные предложения. Более того, они дробятся, так как мысль героя развивается отрывисто. Юрка не знает, почему собака воет.
(можно привести и такой аргумент: во-вторых, в отличие от нормированной письменной речи, устная речь допускает «вольности». Так, в речи героев много просторечных (нелитературных) слов, что свойственно именно устной речи, например..).
Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Мирошниченко.
Примерное сочинение по цитате Потебни: «Сходство между условным и повелительным наклонением состоит в том, что оба они…выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (по Алексину).
Смысл высказывания Потебни я понимаю так: глаголы в условном и повелительном наклонении, в отличие от изъявительного, действительно обозначают действия, возможные или желаемые при определённых условиях.
Во-первых, глаголы повелительного наклонения обозначают действия, к которым говорящий побуждает своего собеседника. Так, в пр.11 во фразеологизм «имейте в виду» входит глагол повелительного наклонения. Героиня, врач по профессии, увещевает больных в форме наказа, что со здоровьем шутки плохи. И они ей верят, как следует из текста.
Во-вторых, глаголы в условном наклонении обозначают действия, которые могли бы произойти при определённых условиях. Например, в пр. 13 и 26 встречаются глаголы «пожалел бы», «увидел бы» стоят в условном наклонении. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.
Таким образом, условное и повелительное наклонения очень сходны, так как выражают «не действительное действие, а идеальное».
Примерное сочинение по цитате Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» (текст Лоскутова).
Смысл высказывания Валгиной я понимаю так: каждый абзац действительно имеет сюжетно-тематическое значение и связан со стилем автора. Попробуем в этом убедиться.
Во-первых, абзац выполняет традиционную функцию, так как делит текст на смысловые отрезки. Например, первый абзац выполняет роль вступления и содержит в себе тезис, который будет развиваться в последующих абзацах.
Во-вторых, расчленённость текста на большое число абзацев свидетельствует об индивидуально-авторской манере письма. Так, в данном, небольшом по объёму тексте 5 абзацев. Видимо, Лоскутову очень хотелось как можно больше рассказать о подвиге собаки Борожай, ценой своей жизни заставившей людей спасти из огня телёнка.
Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Валгиной.
Примерное сочинение по цитате из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того, чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев» (текст Сент-Экзюпери).
Смысл цитаты из Литературной энциклопедии я понимаю так: при помощи диалога действующих лиц автор помогает нам представить героев. Попробуем в этом убедиться.
Во-первых, герои Сент-Экзюпери очень разные. Так, Лис, видимо, очень мудрый герой. Что ни реплика, то настоящий афоризм, как, например, в пр. 52 («…ты навсегда в ответе за всех, кого приучил»).
Во-вторых, в отличие от Лиса, Маленький принц только начинает узнавать мир, он хочет всему научиться. Именно об этом говорит его реплика: «А что для этого надо делать?» (пр. 32).
Таким образом, мы убедились в справедливости цитаты из Литературной энциклопедии.
Для заметок.
Возможны другие цитаты, такие, как у Сениной. Теряться не надо. Принцип написание тот же.
Например, сочинение по цитате Розенталя (текст Андреева) из книги Сениной: «Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, cоздавая произведение».
Смысл высказывания Розенталя я понимаю так: эпитеты,  действительно, являются средством особой выразительности. Попробуем в этом убедиться.
Во-первых, эпитеты придают особую яркость тексту. Так, в пр.2 эпитеты «холодновато-горький запах», «бирюзовое море», «таинственный остров» живописуют воспоминания рассказчика.
Во-вторых, эпитеты обогащают содержание высказывания. Например, в пр. 20 эпитеты «внимательно-ласковый», «спокойный»  помогают понять, какую роль сыграл отец в жизни рассказчика.
Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания известного отечественного лингвиста Д.Э.Розенталя.
Ровно 70 слов. Если слов не хватает, расширьте вступление за счёт включения инициалов автора и вводного слова действительно, которое, кстати, не всегда является вводным. Или проделайте то же самое с заключением, включив слова «в самом деле», приложения к фамилии автора и т.п.
Примерное сочинение по цитате Голуб (текст Санаева) из книги Сениной: «Вводные слова и словосочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения, придают речи экспрессивную окраску и поэтому часто употребляются в живом общении людей и в художественных произведениях».
Смысл высказывания Голуб я понимаю так: употребление в живом общении и в художественных текстах вводных слов и словосочетаний не случайно: автору важна не только эмоциональная оценка, но и особая экспрессия, свойственная устной речи.
Во-первых, благодаря вводным словам, говорящий выражает свои чувства. Так, в пр. 2, 9, 14 рассказчик, вспоминая себя ребёнком, эмоционально пишет о своих страхах, используя вводное слово «к сожалению».
Во-вторых, именно употребление вводных слов и словосочетаний убеждает читателя в особой экспрессии чувств рассказчика к матери. Так, в пр. 3 рассказчик признаётся, что, к его несчастью, боялся многого. Доверительная экспрессивность вводного слова особо подчёркивается автором, что свойственно только при непосредственном общении людей.
Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Голуб.
Советы тем, кто не силён в знании лингвистических терминов. И не только.
  1. Знать в «лицо» блоки цитат.
  2. Уметь видеть ключевые слова: язык, речь, слово, грамматика, синтаксис, пунктуация, точность слова (речи), стиль, текст, мысль, выразительные средства, языковые единицы, диалог, абзац, образ, словосочетание, предложение и т.д.
  3. Выучить клише к каждой структурной части сочинения наизусть.
  4. Писать строго по памятке, обеспечивая себе высший балл по композиции и логике.
  5. Знать наизусть критерии, не забывать о грамотном письме.
 
 

Цибулько И.П.

Подготовка к экзамену по русскому языку.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий