Олимпиады

Олимпиадные задания по литературе.

Задания для 7 класса (городской этап)

Задание № 1 (20 баллов)
Прочитайте стихотворения, написанные разными поэтами об одном времени года. Представьте себе, что вы оказались куратором выставки иллюстраций к этим текстам (одна-две иллюстрации к каждому стихотворению). Как вы думаете, в какой технике будет выполнена каждая из работ художников (акварель, масло, графика, что-то еще)? Какого они размера? Какие цвета будут преобладать на каждой? Как их лучше развесить (чтобы на них падал прямой солнечный свет, в затенённом углу)? В каком порядке вы бы их расположили? Обоснуйте свою точку зрения. Вы должны создать связный текст сочинения-рассуждения.
^Куратор (лат. curator), попечитель, опекун, лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определённой работы или цикла работ; сегодня это часто еще и автор выставки, ее режиссер и сценарист.
Иван Бунин Ручей
Ручей среди сухих песков... Куда спешит и убегает? Зачем меж скудных берегов Так стойко путь свой пролагает?
От зноя бледен небосклон, Ни облачка в лазури жаркой; Весь мир как будто заключен В песчаный круг в пустыне яркой.
А он, прозрачен, говорлив, Он словно знает, что с востока Придет он к морю, где залив Пред ним раскроет даль широко -
И примет светлую струю, Под вольной ширью небосклона, В безбрежность синюю свою, В свое торжественное лоно.
Сергей Есенин
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром, И, качаясь, шепчет шаловливо: С добрым утром!
Владимир Маяковский Тучкины штучки
Плыли по небу тучки. Тучек - четыре штучки:
от первой до третьей - люди; четвертая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая, по дороге пристала пятая,
от нее в небосинем лоне разбежались за слоником слоник.
И, не знаю, спугнула шестая ли, тучки взяли все - и растаяли.
И следом за ними, гонясь и сжирав, солнце погналось - желтый жираф.
Задание № 2 (30 баллов)
Вам предлагается написать сочинение в жанре повествования о событиях, описанных в художественном произведении от имени одного из героев. Героя, от лица которого будете вести повествование, вы выбираете самостоятельно. Это может быть Владимир Дубровский, герой произведения А. Пушкина «Дубровский», Савельич, Маша Миронова или Пугачев, герои произведения А.Пушкина «Капитанская дочка». Вы можете вести повествования от имени героев ваших любимых произведений (Тома Сойера, Капитана Немо, Тибула и др.). Выбор героя - за вами!
При выполнении этого задания необходимо помнить о некоторых требованиях к сочинению подобного жанра.
1.             Выбрать героя, от имени которого будет идти повествование.
2.             Отобрать из произведения только те факты, эпизоды, свидетелем и участником
которых было действующее лицо - выбранный вами повествователь.
3.             Во временной последовательности расположить отобранные факты, эпизоды в их
связи с судьбой рассказчика.
4.             Продумать, какую оценку может давать происходящему именно этот герой.
5.             Необходимо,   чтобы  язык  повествования   соответствовал  языку рассказчика,
отражал только ему свойственные особенности.
-•6.  Придумать правдоподобное обрамление рассказу.
Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» Муниципальный тур Всероссийской олимпиады по литературе
2013-2014уч. год
8-й класс
Дорогие участники олимпиады!
Предлагаем вам выполнить задания, которые помогут определить уровень вашей литературной эрудиции, культурный кругозор и умение выражать собственное мнение.
Работа включает два письменных задания творческого характера. Выполняя каждое задание, вы создаете текст ответа, опираясь на предложенные вопросы. Максимальный общий балл за оба задания -50.
Задание выполняется на отдельных листах, при этом переписывать формулировку задания не нужно.

На выполнение работы отводится 3 астрономических часа.



Работа пишется  в прозаической  форме,  грамотность не оценивается,  но учитывается. Объем работы не регламентируется и не влияет на оценку выполнения задания.
.Если вы использовали черновик, сдайте его вместе с работой.
Постарайтесь рационально использовать отведенное время. Обязательно оставьте время на проверку работы.
Надеемся, что выполнение задания будет для вас увлекательным и полезным занятием.
Желаем успешной работы! Задание № 1 (20 баллов)
Прочитайте два стихотворения, посвящённых одной теме. Что их сближает? Какие образы создают поэты в своих стихотворениях? В чём особенность манеры каждого из поэтов? Как вы думаете, почему поэты так часто обращаются к данной теме? Какие приёмы помогают им выразить свою мысль острее и ярче? Ответьте на эти вопросы в виде связного текста.

КРАСНАЯ ОСЕНЬ
Внезапно в зелень вкрался красный лист, Как будто сердце леса обнажилось, Готовое на муку и на риск.
Внезапно в чаще вспыхнул красный куст, Как будто бы на нем расположилось Две тысячи полураскрытых уст.
Внезапно красным стал окрестный лес, И облако впитало красный отсвет. Светился праздник листьев и небес В своем спокойном благородстве.
И это был такой большой закат, Какого видеть мне не доводилось. Как будто вся земля переродилась И я по ней шагаю наугад.

Давид Самойлов

Шел дождик, и в роще знобило лошадку,
 И не были мысли природы ясны -
Для осени - слабо тянуло к упадку,
 Но слишком тянуло для ранней весны.

Ольха и орешня ветвями обвисли,
 Другие деревья воспряли душой,
И так хорошо становилось от мысли,
Что еду в телеге по роще большой.

Такое бывает в беспамятном детстве,
С душою, согласной со всеми вокруг,
-На даче, когда с мезонином в соседстве
Березовой заросли замкнутый круг.


Юнна Мориц


Лошадка дремала, своими шагами Топтала дорогу, виднелась трава. Я прутья ольхи разводила руками, И нежная влага лилась в рукава.
И было такое блаженство и чудо В туманной улыбке ненастного дня, Что я позабыла, куда и откуда Ржаная лошадка увозит меня.
Задание № 2 (30 баллов)
В мире существуют памятники не только выдающимся людям, оставившим свой след в реальной истории, но и героям литературных произведений. Есть такие памятники, например, в Санкт-Петербурге - Носу майора Ковалёва, или в Таганроге - Каштанке и учителю гимназии Беликову. Представьте себе, что у вас появилась возможность поставить памятник герою литературного произведения. Кому из литературных персонажей вы поставили бы памятник? Обоснуйте свой выбор. Опишите памятник. Где бы вы выбрали для него место? (В какой стране? В каком городе? Если город вам знаком, то в каком месте города?) Как бы выглядел этот памятник? Какие детали вам бы хотелось обязательно выделить?
Подготовьте речь, которую вы могли бы произнести на открытии такого памятника.
При написании речи учитывайте ваши ответы на прозвучавшие ранее вопросы, также можно использовать и предлагаемый ниже план.
1.              Подумайте и обоснуйте, почему вы будете открывать памятник именно этому герою,
именно в этом городе (районе, селе, области).
2.              Сформулируйте основную мысль, к которой вы должны подвести слушателя вашей речи.
3.              Подберите необходимый для характеристики этого героя материал.
4.              Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своей речью.
5.              Объясните, почему памятник должен выглядеть именно так.
6.              Выберите стиль изложения.
7.  Продумайте композицию выступления; обратите внимание на соразмерность частей.
8.              Четко представьте, о чем будете писать в каждой части сочинения.

Задания для  9  класса

Вариант 1 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Дайте анализ и истолкование произведения Владимира Набокова «Лебеда».
При оценке работы учитывается глубина постижения произведения, последовательное и адекватное раскрытие смысла произведения в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту (понимание особенностей темы, жанра, сюжета, стиля, направления, художественной идеи). Оценивается знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его; умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства;, оценивается композиционная стройность, язык и стиль вашей работы.
В.В.Набоков
Лебеда
Просторнейшей комнатой в особняке была библиотека. Туда, перед отъездом в школу, Путя заходил поздороваться с отцом. Шаркание и стальное трепетание. Отец каждое утро фехтовал с м-сье Маскара, маленьким, пожилым французом, сделанным из гуттаперчи и черной щетины.
По воскресеньям Маскара преподавал Путе гимнастику и бокс. Недавно, в школе, географ Березовский, пощипывая темную бородку, ненароком и некстати объявил при всем классе, что он и Путя берут у Маскара частные уроки бокса. Все уставились на Путю. От смущения его лицо сделалось ярким и даже как бы одутловатым. На перемене Щукин, самый сильный, грубый и отсталый в классе, подошел и, осклабясь, сказал:
-Ну-ка, покажи бокс.
- Оставь, - тихо ответил Путя. Щукин засопел и дал ему под микитки. Путя обиделся и прямым ударом, как учил француз, разбил Щукину нос. Удивленная пауза, кровь, зарумянившийся платок. Оправившись от удивления, Щукин навалился на Путю и,, молча, его заломал. Однако, несмотря на боль во всем теле, Путя остался доволен. Кровь из щукинского носа продолжала идти на уроке естествознания, остановилась на арифметике и снова пошла на Законе Божием. Путя наблюдал с тихим интересом.
В ту зиму его мать уехала в Ментону с Марой, которая полагала, что умирает от чахотки. Без сестры, довольно язвительной и пристаючей молодой женщины, было скорее приятно, но вот с отсутствием матери Путя никак свыкнуться не мог, скучал чрезвычайно, особенно по вечерам. Отца он видел мало. Отец был занят в учреждении, называемом Думой, где однажды обвалился потолок. Были еще фракции, то есть сборища, на которых, вероятно, все во фраках.
Как-то, в сумрачное ноябрьское утро, Дима Корф, путин сосед по парте, вынул из пегого ранца и протянул Путе иллюстрированный листок. На одной из первых страниц зеленела карикатура на Путиного отца, снабженная стихотворением. Путя скользнул глазами по строкам и выхватил из середины: «Как джентльмен, он предлагал револьвер, шпагу иль кинжал».
-  Это правда? - спросил Дима шепотом (только что начался урок).
-Что правда?   - прошептал Путя.
-  Потише    там, - вмешался Алексей    Мартынович,    учитель    русского      языка,
мужиковатый, гугнивый, с безымянной и неопрятной растительностью над кривою губой. Он
сидел у стола и перелистывал записную книжку; затем глаза его устремились  на  далекую
парту,   из-за которой,   как  деревцо,   вырастающее   от   взгляда   факира,   уже поднимался   Щукин.
- Что правда? - тихо повторил Путя, держа на коленях журнальчик и косясь на Диму. Дима чуть подвинулся к нему. Между тем, Щукин, бритоголовый, в черной саржевой косоворотке, начинал в третий раз с какой-то безнадежной бодростью: «Муму»... Произведение Тургенева «Муму»...
- Насчет твоего папы, - вполголоса ответил Дима.
Алексей Мартынович с размаху хлопнул «Живым Словом» по столу, так что подскочила вставка и воткнулась пером в пол.
- Что это, в самом деле...   шептуны... что   это... -   неразборчиво,   плюясь   и   шипя,
заговорил он. - Встать, встать... Корф... Шишков... Что это такое... что это вы там?
Он подошел и ловко схватил журнальчик.
-Гадость читаете, садитесь, садитесь... гадости...
Добычу свою он положил в портфель.
Потом был вызван Путя. Алексей Мартынович диктовал, а Путя писал на доске; «...поросший кашкою и цепкой ли бедой...» Окрик, - такой окрик, что Путя выронил мел.
- Какая   там «беда»... Откуда ты взял беду? Лебеда, а не   беда...   Где   твои мысли
витают? Садись... Садись...
- Ну что, это правда? - прошептал Дима, улучив мгновение.
Путя притворился, что не слышит. Его пронизывала дрожь, которую он не мог остановить; в ушах повторялась строка о револьвере, шпаге и кинжале; в глазах стояло карикатурное изображение отца, угловатое, бледно-зеленое, причем, зелень в одном месте переступала через контур, а в другом не дошла, - небрежность цветного отпечатка. Только что, перед отъездом в школу, - шаркание и стальное трепетание... Отец и француз - в толстых нагрудниках, в решетчатых масках... Все было, как обычно, -картавые вскрики француза, - Battez! Rompez! - сильные движения отца, мигание и треск рапир. Он остановился; дыша и улыбаясь, снял выпуклую решетку с мокрого, розового лица.
Урок кончился. Алексей Мартынович унес с собой журнальчик. Путя сидел, бледный, как мел, поднимая и опуская крышку парты. С почтительным любопытством его окружали, теснили, требовали подробностей. Он ничего не знал, и сам старался из расспросов узнать что-нибудь. Выходило так: депутат Туманский задел честь его отца, и отец вызвал Туманского на дуэль.
Прошли, влачась, еще два урока, затем была большая перемена, играли на дворе в снежки, и Путя стал почему-то начинять комья снега мерзлой землей, чего прежде никогда не делал. На следующем уроке немец Нуссбаум разорался на Щукина (которому в тот день не везло), и тогда Путя почувствовал спазму в горле, и, чтобы не расплакаться при всех, отпросился в уборную. Путя с минуту смотрелся в зеркало, - лучший способ не дать лицу расплыться в гримасу плача.
Он подумал, не уйти ли домой до срока, - но эту мысль отогнал. Выдержка, главное - выдержка. В классе буря стихла. Щукин, с пурпурными ушами, но совершенно спокойный, уже сидел на своем месте, сложив руки крестом.
Еще два урока и, наконец, - последний звонок, длинный и хриплый. Надев ботики, полушубок, шапку с наушниками, Путя выбежал во двор, углубился в туннель ворот, прыгнул через подворотню... Автомобиля за ним не прислали, пришлось взять извозчика. Извозчик, худозадый, с плоской спиной, сидел криво, и, по-своему, погоняя лошадь, то делал вид, что вытаскивает из голенища кнут, то мягко взмахивал рукой, точно кого подзывая, и тогда санки дергались, и в путином ранце постукивал пенал, и все это было как-то ужасно томительно и тревожно, - и большие, неровные, наскоро слепленные снежинки падали на плешивую полость.
В доме, с тех пор как уехали мать и сестра, бывало в этот час тихо. Путя поднялся по
широкой, пологой лестнице, где на площадке, около малахитового столика, с вазой для
визитных карточек, стояла безрукая Венера. Добравшись до верху, он стал звать гувернантку. Но у мисс Шелдон сидела гостья, - англичанка Веретенниковых. Мисс Шелдон послала Путю готовить на завтра уроки. Предварительно вымыть руки и выпить стакан молока. Дверь захлопнулась. Путя, чувствуя, как его обволакивает душная, страшная, ватная тоска, посидел в детской, потом спустился в бельэтаж, заглянул в отцовский кабинет. Все было невозможно тихо. В тишине с сухим звуком упал загнутый лепесток хризантемы. На тяжелом, сдержанно блестевшем письменном столе стройно и" неподвижно, в космическом порядке, стояли, как планеты, знакомые вещи - фотографии, мраморное яйцо, торжественная чернильница.
Путя перешел в будуар матери, и оттуда в фонарь, и долго стоял там, глядя в продолговатое окно. На улице было уже почти темно; вокруг лиловатых стеклянных глобусов летал снег; внизу смутно текли черные сани с черными горбатыми седоками. Быть может, завтра утром. Это всегда происходит по утрам, очень рано.
Он сошел вниз. Молчание и пустыня. В библиотеке он судорожно включил свет, черные тени отхлынули. Пристроившись у одного из шкапов, он попробовал заняться рассмотрением толстых переплетенных журналов. Красота мужчин в роскошной бороде и пышных усах. Концертный аккордеон «Удовольствие» с 26-ю голосами, 10-ю клапанами. Группа священников и деревянная церковь. Картина с надписью «Чужие». Этот том я уже смотрел. Он взял другой и сразу напоролся на поединок между двумя итальянскими фехтовальщиками, - этот сделал бешеный выпад, тот отстранился и пронзил противнику горло. Путя захлопнул тяжелый том и замер, держась за виски, как взрослый. Страшна была тишина, страшны неподвижные шкапы, глянцевитые гирьки на дубовом столе, черные коробки картотеки. Опустив голову, он вихрем пронесся через туманные комнаты. Наверху, в детской, он лег на диван и пролежал так в темноте, пока о нем не вспомнила мисс Шелдон. На лестнице загудел гонг, зовущий вниз, к обеду.
Из кабинета вышел отец, и с ним полковник Розен, который когда-то был женихом сестры отца, умершей в молодости. Путя не смел на отца взглянуть, и, когда большая ладонь знакомым теплом коснулась его виска, он покраснел до слез. Невозможно, нестерпимо думать, что этому человеку, лучше которого нет в мире, предстоит драться с каким-то туманным Туманским, - на чем? На пистолетах? На шпагах? Почему все молчат об этом? Знают ли что-нибудь слуги, гувернантка, мать в Ментоне? Полковник Розен за обедом острил, как острил всегда, сухо, кратко, будто раскалывал орехи, но сегодня Путя не смеялся, а поминутно заливался краской и, скрывая это, нарочно ронял салфетку, чтобы тихонько под столом отойти, вернуться к нормальному цвету, но вылезал оттуда еще краснее прежнего, и отец поднимал брови, посмеивался, - и, не спеша, со свойственной ему ровностью, исполнял обряд обеда, осторожно глотал вино из плоской золотой чарочки. Полковник продолжал острить. Мисс Шелдон, не понимавшая по-русски, молчала, строго выпятив грудь, и когда Путя горбился, неприятно подталкивала его под лопатки. По окончании обеда, отец и полковник поднялись в кабинет пить кофе. У Пути был такой странный вид, что отец спросил:
- Путя, в чем дело? Почему ты кислый?
И каким-то чудом Путе удалось ответить:
- Нет, я не кислый.
Мисс Шелдон увела его спать. Как только погас свет, он уткнулся лицом в подушку. Онегин скидывал плащ, Ленский, как черный мешок, падал на подмостки. У итальянца, сзади из шеи, торчал конец клинка. Маскара любил рассказывать, как в молодости он имел une affaire - полсантиметра ниже, и была бы проткнута печень. И уроки на завтра не сделаны, и тьма кромешная в комнате, и нужно будет непременно
встать пораньше, пораньше, - лучше не закрывать глаз, а то проспишь, - ведь это, наверное, назначено на завтра. Пропущу школу, пропущу, я скажу, что горло. Мама вернется только на Рождество. Ментона, голубые   виды.   Вставить последнюю открытку в альбом. Один уголок вошел, другой...
Проснулся Путя, как всегда, около восьми, как всегда услышал звон: это звякнул печной заслонкой истопник. Когда, спеша, с влажными еще волосами, он спустился вниз, отец, как ни в чем ни бывало, занимался боксом с французом.
-    Горло болит? - переспросил отец.
-    Да. Першит,- тихо ответил Путя.
-    А ты не врешь?
Путя почувствовал, что всякие дальнейшие объяснения опасны, - вот лопнет плотина, хлынет постыдный поток. Он молча повернулся и через минуту сидел в автомобиле, держа на коленях ранец. Поташнивало. Все было ужасно и непоправимо.
Он опоздал на первый урок, - долго стоял с поднятой рукой за стеклянной дверью, но в класс не был впущен, - и пошел слоняться по залу, потом сел на подоконник, решил было просмотреть заданные уроки, но вместо этого в тысячный раз стад воображать, как это все будет, - на морозе, в рассветном тумане... Как выведать условленный день? Как узнать подробности? Если б уже быть в восьмом классе, нет, хотя бы в седьмом... Тогда предложить: я тебя заменю.
Наконец, - звонок. Зал наполнился шумом.
-  Ну что, доволен? Доволен? - спросил Дима Корф, подскочив к Путе.
Путя посмотрел на него с тоскливым недоумением.
- У Андрея внизу газета, - взволнованно сказал Дима. - Пойдем, мы успеем, я тебе покажу. Но какой ты странный... Я бы на твоем месте...
Внизу на табурете сидел швейцар Андрей и читал. Он поднял глаза и улыбнулся.
-  Вот тут, вот, - сказал Дима.
Путя взял газету и сквозь дрожащую муть прочел: «Вчера, в 3 часа дня, на Крестовском острове, между Г.Д. Шишковым и графом А.С. Туманским состоялась дуэль, окончившаяся, к счастью, бескровно. Граф Туманский, стрелявший первым, дал промах, после чего его противник выстрелил в воздух. Секундантами со стороны...»
Тут воды прорвались. Швейцар и Дима старались успокоить его, - он отталкивал их, дергался, отстранял лицо, невозможно было дышать, никогда еще не бывало таких рыданий, не говорите, пожалуйста, не рассказывайте никому, это я нездоров, у меня болит... И снова рыдания.
Вариант 2 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
При оценке успешности выполнения задания учитывается владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмика-синтаксическое и фонетическое своеобразие), глубина восприятия образа лирического героя и умение истолковать его лирические переживания, умение характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также умение выражать свои мысли и чувства. Оценивается композиционная стройность, язык и стиль вашего сочинения.

Александр Межиров



Тишайший снегопад -Дверьми обидно хлопать. Посередине дня В столице как в селе. Тишайший снегопад, Закутавшийся в хлопья, В обувке пуховой Проходит по земле.
Он формами дворов На кубы перерезан, Он конусами встал На площадных кругах, Он тучами рождён, Он пригвождён железом, -И всё-таки он кот В пуховых сапогах.
Штандарты на древках, Как паруса при штиле. Тишайший снегопад Посередине дня. И я, противник од, Пишу в высоком штиле, И тает первый снег На сердце у меня.
                  
Творческое задание (30 баллов)
Напишите                связный                текст               литературоведческого/историко- литературного/учебного/публицистического характера, включив в него максимальное количество из следующих 10 слов (словосочетаний):
закон трех единств, реалистическая комедия, общественный конфликт, антипод, Екатерина II, тема ума, внесценические персонажи, афоризмы, комедии Д.Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль», идеи декабристов.
Слова (словосочетания) можно использовать в любой последовательности. Приступая-к работе, сначала придумайте и кратко письменно объясните, где и как мог бы быть использован этот текст (статья в газету, репортаж для журнала, фрагмент радиопередачи, статья в энциклопедию, параграф учебника, запись в блоге и др.). Старайтесь выбрать стиль текста в соответствии с задуманным жанром. Закончив работу, подчеркните в тексте слова и словосочетания из приведенного списка.
При оценивании будет учитываться уместность и корректность употребления приведенных в задании слов (словосочетаний) - по 1 баллу за слово (словосочетание).
Также будет оцениваться соответствие выбранного жанра композиционно-стилистическому воплощению текста, знакомство с историко-культурным и теоретико-литературным контекстом, связность и стройность работы, точность и выразительность речи, разнообразие синтаксических конструкций, оригинальность работы (необычность замысла и воплощения, неожиданность ассоциаций, интересные находки, оригинальность «сюжета» и т.п.).


Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
6 класс.
45 минут на выполнение.
Вопрос № 1 4 балла(ов)
Перед смертью старик-отец оставил своим сыновьям такое завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Где нужно поставить запятую, чтобы сыновья могли  выполнить волю отца и  в то же время не разориться? 

Вопрос № 2 1 балла(ов)
Устраните недочеты и запишите предложения в соответствии  с нормами литературного языка. Как называется такая речевая ошибка?
1) Шляпа идет ей к лицу. 2) Ветераны посетили памятный мемориал на Мамаевом кургане. 3) Сегодня у нас в гостях важный гость. 4) Аппарат простаивает без дела. 5) Ведущий лидер партии. 6) Мой брат демобилизовался из армии. 7) Мы собираем народный фольклор. 8) Бойцы пошли в ответную контратаку. 9) Наружная внешность героя. 10) Движущий лейтмотив произведения.

Вопрос № 3 1 балла(ов)
Укажите «четвёртое лишнее» слово.
А) с…грать
Б) без…дейный
В) без…мянный
Г) сверх…нтересный 

Вопрос № 4 1 балла(ов)
В какой паре надо вставить одинаковые гласные?
А) Прим…рять костюм – прим…рять противников
Б) Посв…тить фонариком – посв…тить стихи маме
В) Прив…дение в замке – прив…дение к присяге
Г) Разв…вающиеся страны – разв…тый ребёнок 

Вопрос № 5 1 балла(ов)
Сколько слов пишется с Ё в корне? Ответ запишите цифрой.
Ш…лковый, защ…лка, ш…рох, пч…лка, беч…вка, ж…лтый, ч…рточка, ж…нглёр, ж…лудь, рсч…ска.

Вопрос № 6 1 балла(ов)
Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.
Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма,  ружьё, роскошь, восхищение, еще.



Вопрос № 7 1 балла(ов)
Выберите из скобок нужное слово  в словосочетании.
1) Аналогичный ( с примером, примеру). 2) Альтернатива (чтения, чтению). 3) Грустить (за сестрой, по сестре). 4) Уверять ( в успехе, в успех). 5) Заведующий ( кафедры, кафедрой). 6) Замереть ( в ужасе, от ужаса). 7) Изобличить ( нечестность, в нечестности).  8) Изумиться ( поведением, поведению). 9) Иммунитет ( к пошлости, на пошлость). 10) Интриговать (на врагов, против врагов).

Вопрос № 8 2 балла(ов)
Подберите к словам грустьтемнота, доброта, вежливость антонимы.

Вопрос № 9 1 балла(ов)
Укажите исконно русское слово.
А) тюль
Б) бюллетень
В) гроздь 
Г) рояль

Вопрос № 10 1 балла(ов)
В какой пословице НЕ пишется раздельно?
А) Слепая (не)нависть - плохой советчик.
Б) Из всех болезней самая опасная – (не)вежество.
В) Не бросай друга в (не)счастье.
Г) Нужно учить (не)рассказом, а работой и показом. 

Вопрос № 11 1 балла(ов)
В «Большом толковом словаре русского языка» используется ряд помет для характеристики заголовочных слов. Определите, какая из приведенных ниже помет не относится к стилистическим.
А) жарг.
Б) высок.
В) м.р. 
Г) разг.

Вопрос № 12 1 балла(ов)
В каком из перечисленных слов  НЕ пишутся двойные согласные?
А) артил…ерия
Б) интел…ект
В) дрож…и
Г) гум…анизм 

Вопрос № 13 1 балла(ов)
В каком слове пропущена буква Н?
А) моше…ник 
Б) муче…ник
В) труже…ник
Г) гости…ная 

Вопрос № 14 1 балла(ов)
Укажите, какое из существительных образовано при помощи суффикса –К- .
А) старушка 
Б) тётушка
В) матушка
Г) дедушка

Вопрос № 15 1 балла(ов)
У какого из существительных нельзя определить ни род, ни склонение?
А) пенальти
Б) кольраби
В) хлопоты 
Г) плакса


 Вопрос № 16
  Замените синонимами устаревшие слова.

Очи, чело, ланиты, уста, перст.

Вопрос № 17
Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Адрес.  Волос.  Майка.  Сосна.   Апельсин.

Вопрос № 18

Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
     Воспоминания  ст…рожила,  не сп…ши  отвечать,  зак…ляйся с де…ства, а(к,кк)уратная  надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельная улыбка, чу…ствуешь  радость, уча…ствуешь в олимпиаде,  зап…вать в хоре, об…единиться в группу, ус…ная речь, гиган…ские шаги, ув…дающие цветы.   






Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе
5 класс         2014 учебный год
Время выполнения 2 урока.  Максимальное количество баллов за всю работу - 40

ЗАДАНИЯ
I.   Знание текстов художественных произведений.
1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.(По 1 баллу за героя, автора и название произведения)
  1. Горошина
  2. Острый сверкающий нож и меховая муфточка
  3. Свежее душистое  золотисто-румяное яблочко
  4. Рубашки, связанные из крапивной пряжи
  5. Волшебные волоски из бороды
Максимальное количество баллов- 5

2.  «Школа волшебства».
 В сказках, как известно, часто встречаются злые колдуны, ведьмы, поэтому, чтобы добро победило, и у сказки был счастливый конец, часто необходимо расколдовать попавших в беду. Постарайтесь вспомнить, какому колдовству подвергаются герои и назовите способы, с помощью которых снимается заклятие.
Максимальное количество баллов- 5

3. Вот строчки, расплывшиеся от слез пятиклассника, который никак не мог угадать и вспомнить их. Помогите ему восстановить начало одной известной литературной сказки.
«_и_     с_а_и_     _о      _в_ е_    с_а_у_о_    у    с_м_ _о    _и_ _го      _ор_».
Максимальное количество баллов- 1

II. Историко-литературные задания.
1.     Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество.
а) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения
 б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее.  В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
 в) Родился в Москве. Семья жила бедно. Мать рано его приучила к чтению. Рано умер отец. За время своей жизни был журналистом, издателем, автором многих прозаических и драматических произведений.  Но в большей степени известен как баснописец.
Максимальное количество баллов – 3

2. Восстановите полные формы имен писателей (имя, отчество, фамилия).
Иван                 Андреевич                         Лермонтов
Михаил        Юрьевич                        
Лев                 Николаевич
Антон         Павлович
Александр            Сергеевич                        Толстой
Николай        Васильевич                        Пушкин
 Максимальное количество баллов- 3
III. Знание теории   литературы.
1.       Перед вами отрывки из  разных литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок?
1.1 В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были царь и царица…
1.2  В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был..
Максимальное количество баллов – 2

1.        Прочитайте отрывок из сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Какой художественный прием в нем используется, отметьте его в тексте, объясните, какую роль он играет в сказке?
«Свистнул Иван, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами, размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов... Кинулся чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат».
Максимальное количество баллов – 3



1.       Соотнеси приведенные имена существительные с постоянными эпитетами (можно соединить их стрелочками):
  • лебедь
  • девица
  • земля
  • сокол
  • слезы
  • меч
  • красная
  • русская
  • белая
  • булатный
  • ясный
  • горькие
Максимальное количество баллов – 6

IV. Литература и другие виды искусства
Отметить произведения искусства, которые относятся к художественной литературе:
·         И.Е.Репин «Стрекоза»
·         П.П.Ершов «Конек – Горбунок»
·         П.И. Чайковский «Щелкунчик»
·         А.М. Опекушин.  Памятник А.С.Пушкину
·         С.Аксаков. «Аленький цветочек».
·         Барма и Постник. Покровский собор (храм Василия Блаженного)
Максимальное количество баллов- 2
V.  Творческое задание
 В сказках часто оживают неодушевленные предметы. Например, штопальная игла, чернильница, монетка у Г.Х. Андерсена, зеркальце у А.С. Пушкина, игрушки у Т.А. Гофмана и А. Милна, карты у Л. Кэрролла.
Сочините сказку, где бы главным действующим лицом стала какая-нибудь вещь.
Максимальное  количество баллов - 10



















                          Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе   
6 класс     2014 учебный год

Время выполнения заданий 80 минут. Максимальное количество баллов - 60


ЗАДАНИЯ
1.                 Знание текстов художественных произведений.
1. По  приведённым   отрывкам   определите    произведение   и автора
А) Крепко не полюбилось ему сначала его новое житьё. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчуждённый несчастьем своим от сообщества людей, он вырос, немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле…
Б)  Это была высокая, стройная и ослепительно  белая женщина … и шуба и шапка на ней были из снега… Она была так хороша! Более умного, прелестного лица он   не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему головой.
В) Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное… Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно  и не велико, не то, что скажем, Байкал, но /он/ сам нашел его и людям показал.
Максимальное количество баллов – 6

2. Блиц-опрос
1) Геракл – это герой какой мифологии  сколько подвигов он совершил?
2) Как начинается повествование в летописи?
3) Из чего сделали кисельную болтушку в осажденном Белгороде?
4) Кого из своих лицейских друзей А.С.Пушкин называет: «Мой первый друг, мой друг бесценный»?
5) 1837 год… Этот год связан с двумя великими русскими поэтами. Назовите их имена.
Максимальное количество баллов – 5

II. Историко-литературные задания.
1. Соотнесите героев произведений и авторов, их создавших.
А) Х.Андерсен
1.Пятница  
Б) Н.Носов
2.Алиса              
В) М.Твен  
3.Герда
Г) Д.Дефо
4.Незнайка  
Д) К.Льюис                                      
5.Том Сойер
Максимальное количество баллов – 5
2Соедините имена русских и зарубежных писателей.
А)  Агния                                              
1.Маршак
Б) Астрид                                      
2.Свифт    
В)  Сергей Александрович
3.Пришвин
Г)  Александр Сергеевич                  
4.Бажов
Д)  Самуил Яковлевич                        
5.Родари
Е) Константин Георгиевич              
6.Паустовский
Ж)  Павел Петрович                              
7.Пушкин
З) Джонатан                                      
8.Барто
И)  Джанни                                          
9.Линдгрен
К) Михаил Михайлович                    
10.Есенин

Максимальное количество баллов – 10 

3. С именами каких  русских писателей  связаны эти места:
1) Михайловское, Царский Лицей, Москва
2) Петербург, Тарханы, Пятигорск, Москва
Максимальное количество баллов – 2






III. Знание теории   литературы.
1. Ученик перепутал термины и их определения, помоги ему разобраться
А)    Описание природы в  литературном произведении                  
1.эпитет
Б)     Созвучие концов строк
2.юмор
В)   Развернутое высказывание одного лица
3.рифма
Г)  Художественное определение,  указывающее на какое-то  качество и подчеркивающее его свойства                                                            
4.монолог
Д)  Вид  комического, веселый,  безобидный смех
5.пейзаж
Максимальное количество баллов – 5

2. Найти в данном отрывке и подчеркнуть  эпитеты.
 Я сидел в берёзовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий ворчливый дождик, сменяемый по временам ласковым солнечным сиянием; была капризная погода. Небо то всё заволакивалось рыхлыми  белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых сердитых туч показывалась лазурь, чистая  и ясная, как лучистый  глаз.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 8  баллов.

3. Исключите из каждой цепочки лишнее. Объясните принцип построения цепочек.
А) «Волк и ягнёнок», «Свинья под дубом», «Кусака», «Волк на псарне».
Б) С.А. Есенин, А.А.  Блок, Ф.И. Тютчев, А.П. Чехов.
В) И.А. Бунин, Д. Дефо, АИ. Куприн, П.П. Бажов.
Г) Сказка, былина, рассказ, пословица.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего  4  балла.

IV. Литература и другие виды искусства
   Какие картины на сказочные сюжеты созданы Виктором Михайловичем Васнецовым? Приведите 5 примеров.  
Максимальное количество баллов – 5

V.  Творческое задание «Проба пера»
Предлагаем вам пофантазировать в любом жанре на тему: «Если бы я был...». Эта тема позволяет вам превратиться в человека любой профессии, в предмет, побывать в любом месте в любом времени. Смелее! Не ограничивайте свое воображение. Но не забудьте, что вы пишете художественное произведение: обращайте внимание на образность, речь, характеристики персонажей и т. д.
Максимальный балл 10





 



Комментариев нет:

Отправить комментарий